Глобус России – энциклопедия путешественника

Нилова пустынь

Суздаль на закате
Куда поехать на денек на зимних каникулах

Посреди Селигера, на островке, прибившемся близко к суше, стоит монастырь. Если смотреть на него издалека, с воды, кажется, что он плывет. А если смотреть на воду с высоты его колокольни – кажется, что сам плывешь. Или летишь.

Нило-Столобенская пустынь была основана на Столобном острове, который давно уже ошибочно называют “Столбным”, хотя при чем тут столб. Первым здесь поселился монах из Крыпецкого монастыря на Псковщине, преподобный Нил. Нил, судя по его житию, практически всю сознательную жизнь провел в монастыре и отличался в нем особо подвижнической жизнью. Когда его попытались начать за это почитать, Нил с позволения игумена сбежал от людей куда подальше, в район Ржева, в глушь, где около тринадцати лет провел отшельником, не ложился никогда и даже спал, повиснув на каких-то крючьях. Наконец ему было видение, в котором он получил указание идти на остров Столобный, “чтобы спастись”. Он и пошел. Долго искал, где же находится этот остров, и нашел его. Тогда на острове была целая каменная гора, в пещере которой Нил и поселился, потом выстроил себе маленькую келью и часовню. Кто-то из местных жителей его почитал и помогал ему, кто-то наоборот, ненавидел. Все как обычно у святых и отшельников, непохожих на других.

Собственно, Нил Столобенский не был основателем монастыря в прямом смысле слова. Он жил здесь один, и только после его смерти (1555 год), и то не сразу, сюда пришли другие монахи – тогда-то и появился монастырь.Основателем пустыни стал монах из находившегося неподалеку Николо-Рожковского монастыря, Герман. Это было в 1595 году. При нем построили первые деревянные храмы и кельи, благодаря опеке князей Московских он получал богатые вклады и даже целый остров – загадочную Городомлю. Монастырь славился множеством чудес и исцелений.
Благодаря богатым жертвователям и постоянному потоку паломников, монастырь начал обстраиваться в камне. Увы, от каменных построек почти ничего не осталось – вся обитель была разорена и сожжена в Смутное время (и занесло же сюда поляков). Впрочем, после Смуты его быстро отстроили, хотя бы в дереве – у монастыря и своих средств было немало, и богатых вкладчиков хватало. Среди них были и царские особы, и бояре Милославские, и князья Пожарские… громких фамилий – огромный список.
На какое-то время монастырь отчего-то заглох и даже стал заштатным… Но к XVIII веку все изменилось. Пустынь превратилась в одну из самых известных и почитаемых обителей, куда снова потянулись паломники – и среди них, конечно же, высокие гости…
Новые постройки относятся уже к концу XVIII и к XIX векам…

Огромный величественный Богоявленский собор строился с большими приключениями. Он стоит не на месте первого монастырского храма, а чуть в стороне. Несколько храмов на этом месте оказывались “несчастливыми” – то горели, то трескались… Наконец уже в XIX веке Карлу Росси заказали проект нового собора. Росси почему-то его не довел до конца, и строить собор пригласили другого столичного архитектора, И.И.Шарлеманя. Между прочим, он привез сюда, в тверскую-селигерскую глушь свой проект, который выставлялся на конкурс для строительства Исаакиевского собора в Питере. Так что мы можем видеть, какой храм стоял бы в Петербурге, если бы победил Шарлемань, а не Монферран.

Еще раньше на краю острова была выстроена живописная Архиерейская пристань – в 1814 году.

Самая старая постройка Ниловой пустыни, дошедшая до нас, пока законсервирована и закутана в леса. Это Всехсвятская больничная церковь (1701г.), стоящая на месте первого храма обители. А рядом с ней – церковь Петра и Павла с колокольней и братскими и больничным корпусами.

Чуть “помоложе” – надвратная церковь Нила Столобенского, через ворота которой проходят сейчас все прибывающие в монастырь.

Огромный комплекс гостевого и настоятельского корпусов, если посмотреть на него отдельно, вне контекста, вполне мог бы стоять в Питере, а не на отдаленном островке Селигера. Размеры корпусов впечатляют – сразу видно, что высокие гости бывали здесь нередко.

Вообще весь комплекс, классицистически-ампирный, больше похож на столичный монастырь. Особняком стоит только одна церковка – она на самом деле стоит отдельно от всех построек, на мысу… Это изящная барочная церковка Воздвижения Креста Господня… Кто-то из приезжавших царей назвал ее самой красивой в монастыре. И был прав.

Очень много в Ниловой пустыни всяческих хозяйственных построек – тут ведь был и конный двор, и судоремонтные мастерские, ну и все причитающиеся монастырю поварни-пекарни-квасные избы…

В советское время, конечно же, монастырь претерпел множество неприятностей. Святыни и сокровища из ризницы были вывезены, мощи Нила Столобенского увезли в музей. В обители была устроена трудкоммуна, колония для малолетних преступников, потом – концлагерь для поляков. Во время войны здесь был госпиталь, а после войны – лагерь для советских солдат, побывавших в плену… Потом – дом инвалидов, и, наконец, турбаза “Рассвет”. В 1990-х годах монастырь снова передали верующим. А в 1995 году сюда вернулись и мощи Нила Столобенского – это, кажется, до сих пор вспоминается как огромный праздник.
Отреставрировали Богоявленский собор, реставрируют и остальные храны и здания.

Постепенно, медленно, но снаружи монастырь уже выглядит почти таким же, как на столетних фотографиях Прокудина-Горского…

Конечно, совершенно необходимо, приехав туда, обязательно подняться на колокольню. Туда пускают за какую-то копейку, колокольня высоченная, но уверяю – подъем того стоит. Откуда еще можно увидеть озеро – таким…

…посмотреть, как на нем встречаются и расходятся лодки…

…и услышать прямо над головой ход Времени…

Exit mobile version