Глобус России – энциклопедия путешественника

Старая Смоленская дорога

Константиново - родина Есенина
Суздаль на закате

По Смоленской дороге столбы, столбы, столбы…

Если ехать по Старой Смоленской дороге — действительно, там верстовых столбов встретится немало…

А еще — камней с мемориальными досками, памятников, ну и так далее, как водится:
Мелькают мимо будки, бабы,
Мальчишки, лавки, фонари,
Дворцы, сады, монастыри…

— и далее по тексту, только успевай замечать. Иногда, правда, мелькание прекращается и тянутся вдоль дороги бесконечные версты лесов, полей и перелесков, а бабы если и попадаются, то вот такие ядреные.

Все началось в этом трехдневном путешествии по Старой Смоленской дороге с того, что нам в руки попалось несколько комплектов открыток «Дорогами 1812 года», в которых были собраны памятники, так или иначе связанные, как нетрудно догадаться, именно с войной 1812 года. Смоленская область, разумеется, растянулась аж на две пачки этих открыток. Кое-что мы уже видели и так — Царево-Займище, например, Вязьму, Гагарин (Гжатск)… Их мы без зазрения совести в этот раз пропустили, обратив все внимание на то, что раньше не видели.
Первым нашим пунктом на Старой Смоленской дороге стала деревня Теплуха. В ней значился памятник гусарам Дениса Давыдова. Проковыляв по кочкам всю деревню насквозь и ничего не найдя, мы встретили местную жительницу, которая уверенно сообщила: «Так камень-то вон там, вы проехали!»
И правда, с нашей стороны камень был виден плохо. Вот на обратном пути открылся во всей красе. Невысокий такой валун.

На нем была привинчена табличка.

Воля ваша, но мне сразу пришла на ум песенка про гусар из фильма «О бедном гусаре…»:

Через год в каждой избенке
Народилось по мальчонке…

Ведь не зря же памятный знак — в честь пребывания тут гусар, а не в честь всяких боев! Думаю, местный генофонд был значительно улучшен.

Если проехать еще метров 700 по асфальту, то на взгорье увидите второй валун. С местом для пикника (эх, у нас-то ничего с собой не было).

На валуне просто написано: «Старая Смоленская дорога». А дорога, теперь уже асфальтированная, идет дальше…

Дальше, пока что по Минскому шоссе, мы доехали до поворота на Дорогобуж. Об этом городе я потом расскажу поподробнее. Но сначала мы поехали не туда, а в Болдинский монастырь километрах в 15 от города, и как раз по Старой Смоленской дороге.
Монастырь восстановлен и сейчас выглядит очень хорошо. Усажен цветами, весь в белом и в плитке. Учитывая, в каком он был состоянии после большевиков и после войны, начинаешь думать, что любые руины подлежат восстановлению…

В Дорогобуже в древних валах (город сам чуть-чуть моложе Москвы) стоит памятник 1912 года. Стоит он теперь рядом с большой братской могилой 1941-1943 годов, и в валах сделан мемориал — смешанный, из памятников двух войн…

За Дорогобужем была Соловьева переправа. Место знаковое, здесь казаки Платова отбивались от авангарда Наполеона, давая время отойти Барклаю.
Теперь здесь стоит церковь. И множество памятников разных времен.

Сначала мы наивно думали, что переправа была там, где сейчас мост. Как бы не так. Если от церкви проехать по грунтовой дороге к самому Днепру, то увидите памятник, указывающий точное место переправы… Она и в Великую Отечественную была актуальна.

Дальше Старая Смоленская дорога шла к деревне Лубино. При отступлении наших войск от Смоленска при Лубино (или при Валутиной горе) было дано большое сражение. Сейчас смоляне устраивают здесь реконструкции битвы — а чем они хуже Бородина?
Установлены здесь и памятники. Один мы так и не нашли. Но нашли другой — камень у самой дороги…

От него в сторону Смоленска тянется уже заросшая часть Старой Смоленской дороги. Для реконструкторов ее оснастили верстовыми столбами. Получилось живописно и наглядно.

Переночевав в Смоленске, мы с утра выдвинулись в сторону государственной границы. Там нас ждала нулевая верста и даже возможность съездить на пять минут за рубеж.
На подъезде к Красному мы увидели такую доску:

Воодушевившись мыслью, что и отступление может быть героическим (кроме шуток, Неверовский вообще большой молодчина), мы через несколько сот метров повстречали, неожиданно для себя, монумент-часовню. Очень схожую с бородинской и смоленской часовнями…

Это восстановленный к 2012 году памятник. Таких было поставлено, кажется, шесть, а уцелел в первозданном виде только один, смоленский. Остальные потихоьку строят заново.
О Красном я тоже расскажу отдельно, иначе этот пост растянется до бесконечности. После Красного мы все же отправились на границу.
Такой границы я не видела ни разу.
Ни блок-постов, ни пробки из машин, ни пограничников — просто ни-ко-го. Пока мы фотографировали памятник, мимо проехала одна машина…

Памятник — «Нулевая верста Старой Смоленской дороги» — крепко побит пулями и осколками во время Великой Отечественной. Но все же уцелел. И опять отмеряет границу.
От памятника мы заехали в село Ляды — уже белорусское. Заехали, да и вернулись. Нам надо было обратно.

В тот день у нас еще было много поисков и приключений, но уже не на дороге, а далеко в стороне от нее. Мы нашли переправу маршала Нея, познакомились с отшельником поэтом-философом и даже попили у него чаю, навестили бронзового Юрия Никулина… И вернулись ночевать опять в Смоленск.

Конечно, Старая Смоленская дорога не может быть без Смоленска. Но в этот раз обломки старого моста я показывать не буду, хотя мы мимо и проезжали. Пешком мы посетили могилу генерала Скалона, похороненного с воинскими почестями. Памятник этот поставили внуки Скалона, тоже военные…

Смоленск мы хорошо обошли в прошлые приезды, потому ограничились только подъемом на стену (там ремонт башен идет, и не поснимаешь толком), и начали свое героическое отступление обратно к Москве — снова по той же дороге…
Отказавшись от мысли ехать по Минке, мы решили все же проехать ту часть дороги от Дорогобужа до Вязьмы, которая по описаниям названа лесной грунтовкой.
Свернув от Дорогобужа к Болдину монастырю, едем, наслаждаемся видами… Вдруг впереди — трубы, дымят белым. Подъезжаем — Дорогобужский завод азотных удобрений дымит. Закрыли окна, внутреннюю циркуляцию включили, памятуя Череповец (не, тут не металлургия все же, но азот — мало ли, я не химик и не знаю, чем оно чревато). Едем дальше (точнее, ближе к заводу) — и видим такую пасторальную картинку около самых его стен. Коровки, коровки… бычок… А много ль коровы дают молока? ))

Сначала с дорожным покрытием все было довольно спокойно. Асфальт после поворота на монастырь сменился грейдером, но хорошим, не разбитым.

Свернув сначала не туда, мы потеряли около часа и вылезли на верную дорогу только благодаря подкачавшейся на полуживой связи народной Яндекс-карте. Довольно долго мы бодро катили по грейдеру, пока он не сменился грунтовкой…
Тут я предусмотрительно убрала фотоаппарат, чтобы, как это уже случалось, не съездить им самой себе по зубам или подбородку на ухабах. И правильно сделала. Осталась, конечно, без живописных кадров глубоченных луж, но с целой физиономией.
А лужи и правда были глубокими, хотя и с твердым дном. Только один раз по-настоящему потребовался полный привод — когда в разбитой лесовозами луже нас крепко повело в грязь… Выскочив оттуда и добравшись до нормальной дороги, мы были вознаграждены памятником, которого в открытках не было.
Этот памятник поставлен на Протасовом мосту через речку Осьму. Здесь опять-таки казаки Платова и арьергард русских войск 7 часов держали оборону, давая нашим отступить к Вязьме. Погибло 149 солдат, а 150 пропали без вести. Раненых — 171 солдат и 6 офицеров.

Там же стоял указатель, подсказывающий, куда нам ехать и как далеко…

Решив, что в Казань нам сейчас далековато, мы и поехали в Москву. Через Вязьму. И с крюком через Сычевку и памятник Василисе Кожиной. Но об этом — тоже потом. Ведь это рассказ о Старой Смоленской дороге. По которой, как видите, не только леса да столбы…

P.S. Так как на Старой Смоленской дороге и вокруг нее нам встретилось интересного столько, что в один пост все не уместилось, то считайте этот рассказ своего рода прологом. Ниже – список отдельных глав:

  1. Соловьева переправа
  2. Красный — предвестник Березины
  3. Переправа маршала Нея через Днепр
Exit mobile version