Глобус России – энциклопедия путешественника

Великое село

Тутаев (Романов-Борисоглебск). Романовская сторона. Городище и усадьба
Старинное пограничье. Межевые знаки

В село Великое Ярославской области нас занесло чистое любопытство — хотелось посмотреть, что это за село такое, в котором есть кремль, который упоминался в нескольких рассказах об этом месте…
Приехав в село, никакого кремля мы не нашли, зато вместо него нашли роскошный храмовый комплекс с семиярусной колокольней, двумя часовнями (или парой «часовня+сторожка») и массой сохранившихся артефактов, центральную площадь с магазином под названием «Нивермаг» и военным монументом, а также боковую улицу с громким названием Ярославская, где стоит домик, в котором останавливался Петр I, и великолепный особняк, сделавший бы честь любой столичной улице…

Собственно, кремлем называется здесь этот самый комплекс из двух храмов — Рождественского и Покровского. Комплекс и вправду грандиозный — помимо двух храмов и высоченной колокольни, к нему относятся разные мелкие строения, которые сейчас заняты под всякие магазины, две часовни и позади — большая территория, заросшая одуванчиками, с одним-единственным уцелевшим надгробием, видимо, оставшимся от некрополя. Но о надгробии позже.
Рождественский собор 1712 года постройки — относительная копия снесенного большевиками и отстроенного при Медведеве (правда, увы, непохожего на снесенный) ярославского Успенского собора. Замечательный образчик ярославской архитектуры. Если присмотреться, то видно, что купол с барабаном (без креста) по высоте равен основному объему…

Спереди пристроена позднейшая паперть с главкой южнорусского вида.

На Покровской церкви куполов в тот момент не было. По кровле лазали рабочие. Сейчас новые купола уже стоят на своем месте.

А тогда стояли отдельно.

Другие постройки комплекса впечатляют не меньше, хотя и разными качествами…
Колокольня, разумеется, высотой.

Пара часовен — своей парностью и сохранностью (а ведь запросто могли разобрать на кирпичи!).

Святые ворота просто красивые и изящные.

А у небольшой постройки рядом с собором (не нашла, что это такое — какой-то служебный домик) сохранилась чудесная и совершенно рабочая дверь.

Кроме соборного комплекса, на площади есть на что посмотреть. Есть маленькая пожарная часть, совершенно точно старинная, только вот каланчу не сохранила.

Есть ряд купеческих домов, перед которыми стоит стандартный, но очень душевно смотрящийся памятник погибшим односельчанам.

Есть, наконец, торговый центр неизвестного происхождения, но с замечательным названием — «Нивермаг».

За купеческими домами и солдатом мы совершенно случайно, уже собираясь уезжать дальше, на Нерехту, увидели какой-то подозрительный шпиль с флюгером. Времени было навалом, и решили посмотреть — что это за шпиль.
Тут-то село Великое и открылось нам в совершенно ином свете…
Поиски дома привели нас на улицу Ярославскую. В ее начале мы увидели небольшой двухэтажный домик, на котором, однако, была прикреплена мемориальная доска следующего содержания:

Сам домик, несомненно, не раз перестраивался.

Интересно, что привлекло Петра I именно в этом домике, — этого мы так и не узнали. Видимо, тут жил достойный царского визита хозяин…

А дальше по улице — тот самый особняк со шпилем. Вблизи он выглядел намного более впечатляющим, чем с площади, откуда виднелся только шпиль и кусочек крыши. Такой особняк легко можно было бы перенести куда-нибудь на Молчановку или Поварскую, например, и ни у кого не вызвало бы сомнений, что это — хороший столичный дом…

Пока я, носясь кругами, обснимала особняк и гадала, кто его занимает теперь, к крыльцу подошел рослый упитанный мальчик с небольшой пожилой тетенькой. Тетенька вошла внутрь, мальчик остался на крыльце. Я спросила его — что здесь находится. «Детский дом», — ответил мальчик.
Детскому дому достался особняк великосельского купца-льнопромышленника Александра Алексеевича Локалова. Над тем, кто спроектировал дом, я бы не задумывалась, увидев такую постройку в Москве. Тут же мне просто не пришло в голову, что особняк строил никто иной, как Ф.О.Шехтель… Местные краеведы утверждают, что на Шехтеля богатый купец вышел благодаря своей жившей в Москве дочери Елене, которая была в дружбе с Рябушинскими (кстати, Рябушинские после смерти Локалова прикупили и его льняную мануфактуру в Великом). Видимо, они и порекомендовали архитектора, благодаря чему в ярославской глубинке вырос такой вот особняк.
В особняке сохранились все детали, вплоть до кованой решетки и какой-то башенки во дворе.

Во двор я лезть постеснялась, хотя башенка очень привлекала.

Время вспомнить и о единственном уцелевшем надгробии у стены Рождественского собора. На черном камне выбито: «Александр Алексеевич Локалов. Родился 5 октября 1831 года. Скончался 16 июля 1891 года». Не успел хозяин толком пожить в своем роскошном доме, законченном в 1890 году…

Слегка шокированными мы уезжали из Великого села. Ехали сюда за кремлем, а нашли Шехтеля и Петра I, кстати, тоже Великого. Впрочем, я заменой более чем довольна. На «закуску» по пути назад, на трассу, попалась полуразрушенная Тихвинская церковь с элементами неоготики.

Вот такое село. Великое – не великое, но большое и очень красивое и интересное.

Проезд: от Москвы по Ярославскому шоссе до поворота направо на Великое (немного не доезжая до Ярославля).

Exit mobile version