На открытом пространстве, неподалеку от станции Дубосеково под Волоколамском, стоит мемориал, посвященный одному из самых громких подвигов Великой Отечественной. Точнее, подвигу, о котором очень много говорили и писали, — обороне высоты у железной дороги против танков. И даже в песню о Москве включили «двадцать восемь самых храбрых сынов». Сейчас, разумеется, давно известно, что большая часть описанных тогда в военной прессе события — вымысел или домысел, выяснилось, что погибли отнюдь не все, да и было их не 28 человек, а около ста. Только, по-моему, это не так уж важно. Не было так — а могло бы и быть. И кто знает, как было где-нибудь в другом месте. На войне всякое возможно.
На небольшом возвышении стоят шесть гигантских фигур, видных издалека. Выполнены они с очень большим пафосом, в лучших традициях советской скульптуры. А как же иначе, если надо соответствовать фразе: «Велика Россия, а отступать некуда — позади Москва».
Интересно подойти поближе и рассмотреть всех.
Отдельно стоит смотрящий вдаль (вероятно, на надвигающиеся танки), наверное, политрук Клочков.
Остальные пятеро — с противотанковыми ружьями (или не противотанковыми) и гранатами — стоят чуть в стороне от него, готовые принять бой.
Из троих, наверное, самый старший, что-то говорит младшим.
Мобильная вышка у него под рукой выглядит игрушечной.
А солдаты смотрят вперед — видимо, на все те же танки. Эх, были бы они тогда такого роста — всех фашистов бы разогнали и сами не погибли…
Если пройти кругом, то можно обнаружить окопы. От того ли они боя или нет — не знаю.
А для тех, кто не знал или забыл — есть надпись, которая совсем теряется на фоне героев.
Рядом, в деревне Нелидово, находится братская могила панфиловцев с большим мемориалом и музей, посвященный их подвигу.
А в Волоколамске поставлен памятник Бауыржану Момышулы, который был участником этих боевых действий, получил звание Героя, а потом написал книгу о генерале Панфилове.
Пока я искала сведения об этом бое, начиталась множества чернухи на эту тему: мол, и то не так, и это не этак, а кто-то из них и вовсе немцам в плен сдался. Но, повторяю, все это, по-моему, не так уж важно. Памятник — он всем памятник. Двадцати восьми или целой сотне. Бой-то все равно был. И отступать все равно было некуда.
Проезд: От Москвы по Волоколамскому шоссе до поворота налево на Матренино, далее проехать через Матренино и еще несколько деревень до железной дороги (мост), далее до Т-образного перекрестка, там налево к станции Дубосеково, направо – в Нелидово.