После посещения усадьбы Ясная Поляна мы отправились на станцию, тесно связанную с семьей Толстых и, конечно, с самим Львом Николаевичем.
За годы своего существования музей в Ясной Поляне оброс целым венком музеев-спутников, так или иначе (подчас очень косвенно) связанных с Толстым и его семьей. Самый ближний такой «спутник» — музеефицированная железнодорожная станция «Козлова Засека».
Засека — потому что здесь с XVI века проходила оборонительная линия для защиты границ Московского государства от набегов степняков. Название — от техники сооружения этих оборонительных линий, выглядевших как бесконечные завалы из деревьев, перемежавшихся сторожевыми гарнизонами, оврагами и прочим, что могло помешать татарам и ногайцам быстро набежать.
Козлова засека получила название вроде бы от воеводы Данилы Козлова, который здесь служил и, видимо, что-нибудь сделал для ее улучшения, раз так запомнился.
В середине XIX века здесь начали тянуть железную дорогу от Москвы на Курск. Сначала на месте станции был маленький простой полустанок, потом его переименовали в более почтенную станцию.
Первоначально здание станции было маленьким и скромным, в 1902 году выстроили здание побольше — с багажным отделением, буфетом, погребом и туалетом.
Сколько через эту станцию прошло народу, ехавшего к Толстому в гости — и не сосчитать. Репин, Шишкин, Короленко, а уж Толстых и их родни — и вовсе без счета )) Толстые, живя в усадьбе, сами частенько сюда ездили или ходили — получать почту, встречать гостей… Уезжали в Москву тоже отсюда, разумеется.
Здесь же встречали и траурный поезд со станции Астапово в ноябре 1910 года…
В советское время к 100-летию Толстого станцию переименовали в «Ясную Поляну». Не дожидаясь 200-летия, в 2001 году переименовали обратно, а также реконструировали старое здание вокзала с перроном, заборчиками, буфетом, колодцем… И конечно, с бюстом Льва Николаевича.
В здании станции устроен музей «Железная дорога Льва Толстого», при котором есть отличная сувенирная лавка с очень доброй женщиной, которая нам все рассказала про имеющиеся книжки, сувениры, не без гордости поведала, что никакой китайщины тут не продается, все местного производства — все до последнего магнитика в форме тульского пряника (который я не преминула купить). Оказывается, здесь какая-то очень хорошая глина добывалась еще при Толстом.
Станция, кстати, не просто музейная, она еще и вот какая:
А мимо станции то и дело мотаются составы, при нас даже какой-то небольшой товарняк менял локомотив. Я перебежала за пути, чтобы снять станцию анфас, но быстро (и вовремя) убежала обратно на перрон ))
Не хватает здесь только каких-нибудь крестьянок в сарафанах, приказчиков в картузах, железнодорожника в форме и бар с барынями и барчатами, одетых по-дачному.
Мы оказались там в совершенно безлюдное время, несмотря на выходной день. То ли вышел стихийный перерыв, то ли туристы еще не доехали, но мы гуляли по абсолютно пустому перрону, каким ему и полагается быть вне дачного сезона… и проникались, как водится, атмосферой старой станции, где стоят маленькие домики, чисто и пахнет шпалами — тем самым неповторимым запахом дороги и путешествия, знакомым мне с раннего детства…