Глобус России – энциклопедия путешественника

Царскосельский Лицей

Тюмень матёрая (Эпизод #10 Тюмень)
«ТЮМЕНЬ МАТЁРАЯ» (РОУД-МУВИ #10 ТЮМЕНЬ)

Не се ль Минервы росской храм?..

19 октября – день Лицея – праздник уникальный. Он празднуется 19 октября, хотя по календарным правилам ему полагается быть 31 октября. Только вот Пушкин не писал стихотворений “31 октября”, хотя про григорианский календарь, несомненно, знал ) Хотя и учился отлично отнюдь не по всем предметам )

Первый раз мы побывали в Лицее очень давно, лет 15 назад, если не больше. Исправно гуляли по залам с группой, под рассказы экскурсовода про основание Лицея, про великих князей, про Державина, про нужник, про то, как лицеисты рисовали карикатуры, спали под столом, получали двойки, – все это, разумеется, перемежалось с чтением стихов Пушкина и всех его однокашников. Очень мне там тогда понравилось.
В этом году по приезде в Пушкин, разумеется, очень захотелось повторить. Но уже без экскурсии.
Просто пройти и посмотреть.

Нам повезло – втиснулись между предпоследней и последней группами туристов, перед самым закрытием – взбежали по винтовой лестнице на 3 этаж (эх, как же я мечтала, чтобы у нас в школе была такая!)…

И попали прямо сразу в Большой зал, он же Рекреационнный. Это в праздничные дни тут проводились торжества, все украшалось, ставился этот парадный столище, а так – нормальный пустой зал для свободного времени – бегай, играй, фехтуй… Только со стены на тебя поглядывает покровительница-Минерва.

Стол, кресла – все это расставлено так, как было при торжественном открытии Лицея. Когда состоялся перевод младшего курса на старший (как раз когда присутствовал Державин), все было примерно так же.

Мое любимое место в Лицее – конечно, библиотека в галерее.

Само место чудное – в арке, прямо над улицей, с одной стороны Лицей, с другой – дворец, вдоль стены шкафы. Мне представляется, как отсюда в 1812 году выглядывали лицеисты, посмотреть на проходящие полки. “Текла за ратью рать”.

На круглом столике под стеклом разбросаны в аккуратном беспорядке листочки с шаржами и стихами – всем знакомый бедный Кюхля, топившийся в пруду, карикатуры на учителей, черновики.

Учебный класс с полукруглыми рядами столов. Как под таким столом уснуть можно – ума не приложу.

Моя несостоявшаяся мечта – вот такой вот физический кабинет. Может, я бы тогда даже физику учила, если бы давали ставить какие-нибудь опыты, а не формулы в тетрадке писать…

Физика физикой, но, конечно, музыка и живопись не менее важны. Это вам не наши школьные убогие уроки изо и пения…

Неудивительно, что после таких уроков и песнь Лицею сочинишь…

На верхнем, четвертом этаже здания – длинный коридор с дортуарами воспитанников. Перегородки – почти все не до потолка.

Над дверями – таблички с именами, которые распределили еще до приезда сюда первых учеников. Пущин с Пушкиным оказались соседями, через тонкую стенку переговаривались по вечерам… Друзья. Друзей не выбирают, но тут жаловаться не приходится. Друг бесценный.

В “келье” Пушкина – цветы, как на именинах. Я даже вздрогнула, когда увидела: у всех комнаты как комнаты, а эта вся в вазочках, как у институтки. По мне, лучше бы книги раскидали.

Тихие пустые комнаты и коридоры Лицея, тихая и гулкая винтовая лестница вниз… Здорово тут ходить, когда нет никого.
На выходе, когда двери уже запирали, охранник важно указал нам на черный бюст Александра I у самых дверей и сказал: “Видите, что написано? “Он основал Лицей!” Это император Александр”. Я добавила, что он еще и взял Париж, и мы распрощались.

Под самыми стенами Лицея – Лицейский (естественно!) сад. Сейчас он сурово огорожен заборами и заборчиками. Там стоит изящная Знаменская церковь со шпилем и веселеньким балкончиком…

И сидит всем известный по учебникам памятник Пушкину… Уже не лицеисту. Как будто заглянул сюда, к стенам alma-mater, повидаться.

Усердно помолившись Богу,
Лицею прокричав ура,
Прощайте, братцы: мне в дорогу,
А вам в постель уже пора.

Exit mobile version