Нарвский тракт – одна из старейших “окультуренных” дорог России. Именно она вела из Петербурга в Европу, куда в XVIII-XIX вв. значительно увеличился поток путешественников из России, как по государственным делам, так и по личной надобности. Ездить предпочитали именно этим путем, так как дороги Лифляндии и Эстляндии были устроены лучше, а также лучше была развита инфраструктура для проезжающих – трактиры, постоялые дворы, гостиницы.
В 1805 году за подписью Александра I было отправлено письмо с распоряжением построить первые 5 станций по Нарвскому тракту. В 1806-1808 годах они были построены, причем старые деревянные станции были проданы (возможно, “на своз”), на их месте начались стройки, а временно для работы почты казна арендовала частные дома.
Строили их по типовому проекту архитектора Луиджи Руска, в стиле классицизм. Кроме главного здания почты в комплекс входило еще несколько служебных построек – флигели, конюшни, каретные сараи и даже баня.
До почтовой станции в Нарве или Иваногороде (если она сохранилась) сейчас добраться несколько проблематично, зато остальные станции вполне доступны. Расстояние между ними – примерно 25 км.
Первая станция после Стрельны – Кипень. Здание стоит в центре деревни, на перекрестке Нарвского шоссе и дороги из Гатчины. Состояние – так себе, здание никак толком не используется, хотя рядом автобусная остановка, кафе, еще какие-то заведения.
Следующая остановка – село Каськово. Станция там стоит чуть в стороне от нынешнего шоссе – старая дорога и старый мост на ней были расположены немного иначе. Но с трассы ее хорошо видно. Состояние тоже печальное.
А вот следующая почтовая станция в селе Чирковицы не только хорошо сохранилась – ее поддерживают и содержат в полном порядке, так как занята она племенным хозяйством, кажется, зерновым. Видимо, положительно влияет дух родившегося здесь Н.Н.Демидова.
Последняя станция перед Кингисеппом (бывшим Ямбургом) – Ополье. Тоже в отличном состоянии, тоже занята каким-то сельскохозяйственным племенным учреждением.
В Кингисеппе-Ямбурге новую станцию Александр строить не велел. Судя по всему, здание ямбургской почты до наших дней не сохранилось. Последняя же станция, числившаяся в Нарве, сейчас без специальных разрешений недоступна, так как стоит в пограничном Ивангороде.
Об этих станциях подробнее, а также о других трактах и объектах дорожной инфраструктуры Российской империи – на сайте “Дороги России”