Мы привыкли к тому, что Чехов в Подмосковье – это Мелихово, а для самых продвинутых – еще и усадьба Бабкино под Истрой. А про древний Звенигород забываем. Между тем, Антон Павлович там не только жил, но и немало проработал врачом в уездной больнице, и именно эти места изображены во многих “врачебных” рассказах писателя.
Первый раз Чехов приехал в Звенигород в 1884 году ненадолго. Город ему не очень понравился, он даже обругал его в одном из писем к издателю Лейкину: “В настоящее время я нахожусь в граде Звенигороде, где волею судеб исправляю должность земского врача, упросившего меня заменить его на 2 недельки. /…/ Перед моим окном гора с соснами, правее дом исправника, еще правее паршивенький городишко, бывший когда-то стольным городом… Налево заброшенный крепостной вал, левее лесок, а из-за последнего выглядывает Савва освященный. Заднее крыльцо, или вернее задняя дверь, около к<ото>рой воняет сортиром и хрюкает поросенок, глядит на реку”.
Однако снова приехал доктор Чехов в Звенигород уже на следующий год – получил назначение в местную больницу. Тогда он поселился вблизи Городка. Сейчас это дом по ул. Лермонтова, 10, он частный, но на стене висит сразу две мемориальнах доски, одна сообщает, что Чехов здесь жил, вторая – что работал, причем в 1884 году. Жил ли он здесь и в 1885 году – остается неясным.
Зато напротив, на ул. Октябрьской, у дома фельдшера Сергея Барминцева, стоит пень от липы, под которой, как утверждает табличка (и некоторые воспоминания о Чехове) писатель любил посидеть и отдохнуть. Тогда это была не улица, а двор дома Барминцева. Дом Барминцева значится под номером 6 (там и по сей день живут его потомки), а липа стоит у дома 4.
Липы, увы, долго не живут. Недавно ее надломило ураганом, а зима доконала поврежденное дерево – под тяжестью снега она рухнула. Может быть, ее можно было как-то укрепить и спасти, но сделать это было некому, и теперь от липы остался высокий пень и мемориальная доска.
Еще увековечена память Чехова на территории старой больницы, на ул. Лермонтова, по соседству с “домом Чехова”. На старом здании сторожки в въезда – барельеф с портретом доктора.
Во дворе больницы установлен бюст, совершенно типового вида. Пройти к нему нам никто не препятствовал.
Само здание больницы вплоне живое и действующее.
Еще один памятник Чехову установлен недавно в сквере на ул.Московской – в современном стиле. Там писатель сидит на скамье, с собачкой, и все желающие могут сфотографироваться, присев рядом.