Мраморные статуи не стареют. Их освобождает из камня резец скульптора, и с этого момента проходит год, и два, и пять, и пятьдесят, и сто, двести, триста… даже тысячи лет могут пройти, а статуя не изменится. Конечно, сам камень, из которого она вырезана, может немного потемнеть, или покрыться мелкими трещинками, а само лицо, руки, фигура ничуть не меняются.
Самая знаменитая статуя нашего кино, сыгравшая, в общем-то, одну из главных ролей в фильме, сейчас уже ни в каких фильмах не снимается… Какими-то путями она попала с Мосфильма вот сюда, к старинному особняку на ул. Воронцово поле, д.3, построенному в XIX веке для Е.И. Вандышниковой (кстати, она была соседкой Островских, т.к. отец знаменитого нашего драматурга владел огромным участком земли здесь – ныне это дома № 5, 7 и 9). Последними владельцами здания были коммерсанты фон Вогау или Вагау. Никакие поиски сведений об этом особняке не дали почти ничего, кроме жуткого расстрельного списка 1937-38 годов, длиной в 56 человек. Фон Вогау там не было, но немецких фамилий хватало.
Сейчас в здании помещаются какие-то непонятные конторы, а двор сплошь заставлен легковушками и страхолюдными “Газелями”, из-за которых с трудом можно разглядеть скромно сидящую “Прасковью Тулупову”…
В очень куцых описаниях особняка упоминается эта статуя, где деликатно говорится: “статуя, похожая на ту, которую пытался оживить (!!!!!) граф Калиостро”… Насчет “очень похожей” – как сказать. Если это не она, то скопирована безупречно. Да и кто и для чего стал бы ее копировать? Рассказывают, что в смутное время скульптуру выкупил какой-то безвестный уже банкир. А вот для чего он поставил ее сюда – никто сказать не может…
Так и сидит она среди вонючих выхлопов с Воронцова поля, среди каких-то машин, на простеньком постаментике из бетонного блока, что ли…
А ведь бывали времена, когда ей пели про прекрасное созданье… Эта роль, пожалуй, была пиком ее актерской карьеры.
В 1970 году в фильме “Бег”, в 1 серии, Хлудов видит, как этой милой девушке старательный служитель надевает на голову мешок (да не чтобы вешать, как мерещится Хлудову, а чтобы укрыть ценную вещь от пыли). Но между прочим, это хоть и эпизодическая, а все же роль.
Но первая заметная эпизодическая роль этой статуи – в фильме “Служебный роман” в 1977 году. Там красавица с голой коленкой сидит на лестнице, украшая (или наоборот – отравляя) жизнь Бубликова, которому и так несладко от постоянно мелькающих мимо девичьих ножек:
Впрочем, это не единственный ее ракурс в фильме. Можно при некотором старании рассмотреть ее и сверху:
Вскоре эта же статуя окажется после статистического учреждения в бане, в фильме “Старый Новый год” (1980), где будет служить не менее колоритным фоном происходящих событий:
В том же 1980-м она украсила и коридор гостиницы в фильме “Вечерний лабиринт”.
В 1983 году статуя оказалась в более естественной для себя среде – в саду суровой женщины Вассы Железновой.
А через год – “звездная” роль в “Формуле любви”, подарившая статуе еще и имя.
С тех пор, если сказать “Прасковья Тулупова”, то всякий вспомнит задумчивую девушку с восточным профилем (ну или “бабу каменную”, кому что нравится).
Наверное, и усадьбы той, откуда она родом, давным-давно уже нет, и имя автора, который ее придумал и создал, давным-давно забыто… И сама статуя стоит не в парке при усадьбе, и не в самой усадьбе или хотя бы городском особняке, а среди шумного и неподходящего для нее города. Только иногда прохожий, скорее всего праздный гуляка, потому что деловому занятому человеку некогда глазеть по сторонам по пути в офис, заглянет за решетчатый старинный забор на Воронцовом поле и удивленно воскликнет: “Да это Жазель! Я признал ее. По ноге”…