Приехав в Углич просто отдохнуть и погулять, мы меньше всего ожидали, что попадем на мероприятие под названием “Ночь в музее”, – о существовании этой традиции я благополучно за год успеваю забыть. Однако в холле гостиницы висело объявление, из которого мы узнали, во-первых, адрес угличского информационного туристического центра (большая редкость в наших городах, даже на Золотом кольце), а во-вторых, о том, в каких музеях сегодня ночь.
Решили еще раз навестить понравившийся музей гидроэнергетики, занявший здание бывшего управления ГЭС, и за билетами пошли в этот самый центр. Там нас встретила очень приятная женщина, заведующая этим центром, кроме музея гидроэнергетики посоветовала зайти еще и в новый музей “Легенды Углича”, за час до гидроэнергетики. Вечер у нас был свободен, конечно, мы и пошли.
Как водится, явились в музей первыми, поэтому успели пообщаться с экскурсоводом и смотрителем музея в одном лице. Узнали о том, кто в Угличе делает оловянных солдатиков, правда, сначала не поняли, почему именно тут продаются солдатики в мундирах участников войны 1812 года. Был там, кстати, и Наполеон с Жозефиной, и вдобавок зачем-то Николай II в какой-то золотой кирасе. Про Николая объяснили так – детям очень нравится “дяденька в золотой шапке”, вот и держат его вместе с войсками Кутузова и Наполеона. А делают фигурки местный мастер с женой – он отливает их из олова, она расписывает строго по книгам, так, чтобы форма соответствовала. Хорошие солдатики, кстати, коллекционерам бы пригодились. Не китайские штамповки.
Почему же они здесь и как к Угличу относится война 1812 года, мы поняли уже из экскурсии. Во всем виновато многочисленное семейство Тучковых, чей отец обзавелся под Угличем имением, и в местной жизни принимал некоторое участие. Потому-то Тучковых в Угличе любят и помнят. Кстати, вопрос, как, кто и когда пронумеровал четверых Тучковых – генералов 1812 года – для меня так и остался открытым. Ответа нигде пока не нашла.
Сам музей – малюсенький, всего в две комнаты, и посещать его без экскурсии просто нет смысла – весь смысл именно в том, что вам расскажут что-нибудь интересное из жизни угличан. Начиная с купца Постнова, владельца того самого дома на уличе Спасской, где и расположен музей. Купец был колбасником, тут же на Спасской у него был колбасный завод, а помещение, ныне занятое музеем, было колбасной лавкой. Сейчас, конечно, колбасой и не пахнет. Второй и третий этажи были заняты сдававшимися внаем квартирами, а в другой стороны от лавки, с видом на Волгу, был ресторан.
Поразило меня в музее обилие часов – и настенных, и даже каминных и настольных с разнообразными фигурами – от евангельского сюжета до бесподобного щеголя, похожего на молодого Михаила Козакова.
Антон Павлович Чехов упомянут в связи со своим братом Михаилом Чеховым, прожившим в Угличе два года и сделавшим что-то хорошее для местного театрального общества.
В музее все рабочее. И большой граммофон с красным раструбом, который в самом начале экскурсии нам дали послушать…
…и немецкое пианино, подаренное одной талантливой ученице музыкальной школы (или как она тогда называлась – не помню) одной из потомков Николая Супонева, прославившегося тем, что он женился на дочери императрицы Елизаветы Петровны. Их потомки и процветали в Угличе до самой революции. Усадьба, кстати, уцелела, но в ужаснейшем состоянии, а жаль – прекрасная усадьба была.
Самое интересное из работающей в музее техники – это старинный телефон. Он подключен к телефонному проводу, и на него вполне можно позвонить, что наша экскурсовод и сделала. Сначала по нему попытался поговорить самый маленький мальчик из группы, но не дотянулся. Пришлось мне )) Впечатление произвело – действительно, в старой трубке с шуршанием был слышен голос экскурсоводши, специально отошедшей подальше. Как уж ей было слышно меня – не знаю, но тихий звук в трубке вполне объясняет, почему по телефону в старинных картинах обязательно говорили очень громко.
Экскурсия должна была длиться полчаса, но затянулась – очень уж у нашего гида было много историй в запасе. Судя по основательности подготовки – истории вполне могли иметь место. Там, где сведения не проверить, нам честно говорили, что это “легенда”.
Когда мы вышли на вечернюю улицу Углича, нас встретила большая луна и подсвеченные остатками заката розовые облака…
В музее гидроэнергетики было так много желающих, что мы от идеи его посещения отказались и просто пошли гулять вдоль Волги, где как раз был сброс воды на ГЭС, и где гулять никогда не надоедает.
В общем-то первая непосредственная встреча с “ночью в музее” прошла успешно. Наверное, благодаря тому, что музей попался маленький, людей в нем было немного, и к тому же гостям были рады. Вообще с Угличем всегда так – как ни приедешь, непременно найдешь что-то новенькое. Что, несомненно, радует.