Троицкий Болдинский монастырь под Дорогобужем был основан в 1530 году. Основал его Герасим Болдинский, монах из Троице-Данилова монастыря в Переславле. Очень оригинально основал – ушел в отшельники и поселился в дупле (судя по всему, дубовом – “болда” и есть дуб, да и дерево должно было иметь достаточно толстый ствол, чтобы в его дупле мог поместиться человек). Сначала ему постоянно мешали жить то разбойники, промышлявшие на Старой Смоленской дороге, то местные жители, которых отшельник чем-то раздражал. Кончилось тем, что Герасима посадили в тюрьму, но там его увидел какой-то важный боярин, знавший его еще по Переславлю. Герасима не только отпустили, но и стали оказывать всяческую поддержку. Через какое-то время – обычная история – к отшельнику потянулись люди, пришлось ему идти в Москву просить разрешение на основание монастыря.
Масштабное каменное строительство развернулось здесь в 1590-х годах. Был выстроен огромный великолепный Троицкий собор. По предположению П.Д.Барановского, многолетнего бессменного исследователя монастыря, в строительстве принимал участие зодчий, строитель смоленской крепостной стены Федор Конь, которого прятали здесь от опричников. Чем насолил Конь опричникам – не знаю, но интересно бы узнать…
Выстроили и красивейшую шатровую Введенскую трапезную церковь. Сейчас она завершается каким-то странным подобием очень низенького шатерчика, а когда-то это был полноценный высокий и красивый шатер, наподобие того, что в Старицком монастыре. Обещают при возможности тоже восстановить. Вот, с трудом нашла в сети старое фото, сделанное М.И.Погодиным, соратником Барановского, в 1929г.:
Ровесница монастырских храмов – шестигранная колокольня. Она кажется не очень высокой рядом с храмами, но на самом деле она большая…
Когда в XVII веке эти земли присвоила Польша, православный монастырь упразднили, а здания передали смоленским иезуитам. После отъема этих земель обратно, монастырскую братию вернули на место, но монастырь потихоньку начал хиреть и беднеть. Однако до революции он успел пережить еще один период расцвета – в конце XIX века. Храмы и кельи отреставрировали, выстроили новую каменную ограду со Святыми воротами.
В советское время начались какие-то чудеса. Вместо того, чтобы все разорить совсем, монастырь начали реставрировать и открыли в нем филиал Дорогобужского музея… Антирелигиозный, конечно же.
Это все было делом рук местного уроженца, легендарного архитектора-реставратора Петра Дмитриевича Барановского. Он добился открытия филиала музея (какая разница, в конце концов, как называть, вопрос-то стоял о сохранении уникального ансамбля), он каким-то чудом добился средств на реставрацию храмов… К 1927 году монастырь выглядел просто потрясающе… Была проведена полная фотосъемка, сделаны обмеры, которые впоследствии оказались просто бесценными.
Потом все закончилось.
Выяснилось, что сторожами и прочими служителями в музее работают бывшие здешние монахи. Все они вместе с директором музея С.Ф.Бузановым были арестованы и впоследствии расстреляны…
Музей закрыли. В Троицком соборе устроили зернохранилище, в Введенском храме – сырозавод.
Но это было только полбеды.
Можете себе представить, что такое Старая Смоленская дорога в годы Великой Отечественной…
Монастырь стал базой одного из партизанских отрядов. Потом его заняли немцы. Убегая отсюда в 1943 году, фашисты заминировали и взорвали все здания монастыря… До основания…
Вернувшись сюда после войны, Барановский увидел то, что он столько лет реставрировал, в таком состоянии…
У любого другого опустились бы руки.
Но не у Барановского.
В 1964 году он начал консервацию руин. А потом и вовсе невозможное – восстановление разрушенных зданий. Вот где пригодились обмеры и фотографии. Начали с восстановления колокольни, причем с использованием старых уцелевших кусков кладки. Так что можно сказать, что хотя бы фрагментарно эта колокольня все-таки относится к XVI веку.
Барановский не дожил до полного восстановления монастыря.
Хорошо это или плохо – не знаю. Судя по фотографиям строительства, при восстановлении Троицкого собора никакие фрагменты древней кладки уже никто не использовал. Да и вместо шатровой Введенскую церквь сделали какой-то странной.
Но в целом, пожалуй, восстановленный монастырь – лучше, чем развалины. И на Старой Соленской дороге на него указывает стилизованный верстовой столб с табличкой.
Отстроили заново или отремонтировали жилые корпуса – маленькие домики, рассыпанные по территории монастыря.
Собрали уцелевшие надгробия монастырского некрополя.
Посадили красивые цветы.
А еще в монастыре живет дружелюбный котэ.
Конечно, это уже никакой не древний монастырь. Он новый. Красивый. И стоит на том же месте, на тех же фундаментах, что стоял когда-то.
Редкий пример такого возрождения.
Вот уж действительно – “вы уйдете, а мы опять все отстроим…”