На дороге из Лотошино в Тверь (или кому как больше нравится — из Твери в Лотошино) почти на границе областей стоит одно из древнейших сел, бывшее в свое время городом и даже центром удельного княжества, — Микулино. Оно стоит на старинном пути из Москвы в Тверь — никакой Ленинградки с ее мостами когда-то не было, а брод через реку Шошу был как раз здесь… В лучшие времена города — в XV веке – микулинские князья даже чеканили свою монету. Город Микулин, обнесенный не только земляными валами, но и крепким деревянным тыном, был мощным форпостом тверичей на границе с Московским княжеством.
Древнее городище XIV века окружено такими высокими валами, что сколько они ни оседали, все равно по высоте своей — впечатляют. За ними виднеются купола собора Михаила Архангела — усыпальницы князя С.Н.Микулинского, построенной в конце 1550-х гг. на месте более древнего храма.
В проезде между валами, там, где, наверное, когда-то были мощные ворота, сейчас стоит их потомок — простенькие железные решетчатые воротца, которые, видимо, все же закрываются на ночь, хотя не представляю себе желающих влезть за эти валы в темноте…
У ворот нас встретил настоятель церкви, как раз собиравшийся уезжать после службы. Он не только рассказал вкратце о том, что это за места, но и на вопрос о съемке внутри храма ответил, что, разумеется, можно. И не зря мы об этом попросили — хотя бы ради таких видов:
В церкви после службы еще пахло кадильным курением, и запах этот смешивался с ни с чем не сравнимым ароматом печного дыма. Пестрые дрова лежали на печке, которой, конечно, не под силу было протопить громадный объем каменного храма, но она очень старалась и даже, несмотря на выходящую наружу трубу, задымила все внутри. Фрескам это никак не угрожало — их, увы, почти что не осталось. Только несколько круглых фресковых рисунков в арочных проемах, еле видные в темноте, смотрели вниз…
Выйдя из холодного огромного храма на более теплую улицу, мы сначала обошли собор кругом. Особенно тут впечатлили апсиды (алтарная часть) храма — своей формой и мощью, сравнимой с крепостными стенами.
От собора двинулись к валам, с которых открывались виды и внутрь бывшей крепости, и за ее пределы, на речку Шошу. К валам и маленькому домику — купальне — ведет чудная дорожка из дерева.
На берегу Шоши, у подножия вала, притулилась изба с то ли огородом, то ли прудиком для птицы… Вообще удивительно было видеть, как через крепость, от одного прохода между валами до другого деловой походкой прошла женщина с сумкой. Просто потому, что эта дорога ей удобнее, и едва ли чтобы полюбоваться знакомым ей всю жизнь зданием, которое тут вдруг взяли и отреставрировали. Нет, этот собор – не музейный, а совершенно живой, живущий своей храмовой жизнью в любое время.
Гуляние по крепостным валам — удовольствие, не сравнимое ни с чем. Куда ни пойдешь — отовсюду собор открывается в новом ракурсе, еще более удачном, чем предыдущий… Естественно, вызывая Естественно, вызывая желание не опускать фотоаппарат ни на секунду.
Но я, например, с этим желанием все же совладала и пошла гулять дальше просто так, любуясь на мощные главы собора, которым не так давно вернули первоначальный шлемовидный облик. Наверное, вот таким (или почти таким) он был в 1550-х годах, когда его только построили, и местные жители с изумлением смотрели на огромное здание, задирая головы…
Я понимаю, что глупо воображать, как воспринимался собор сразу после его постройки, но совершенно не обращать внимания на то состояние остановившегося времени, что присутствует внутри валов, просто невозможно. Может быть, если бы не снесли каменную зимнюю церковь 19 века, все здесь выглядело бы немного иначе. Но теперь на ее месте стоит маленькая деревянная церквушка, приземистая, словно тоже появилась из прошлого, только не в виде одряхлевшего сруба, а свежепостроенная…
Времени здесь как будто нет. Мы ходили по древнему городищу долго, но когда пришло время уезжать, было уже непонятно – не то мы только что приехали, не то пробыли здесь много дней…
Проезд: от Москвы до Волоколамска, далее свернуть на Лотошино. В Лотошино поворот в центре города направо на Тверь. Микулино находится прямо на дороге.
Ощущение какого-то очень “живого” места, не знаю, как лучше это выразить словами. Храм очень красивый.
Да, место именно живое. Там даже немного погуляешь – отдыхаешь душой.