Это было, пожалуй, самое сильное и страшное впечатление из всего длинного маршрута «Торжок-Тверь-Бежецк-Красный Холм-Углич».
О заброшенном монастыре на краю Тверской области, ближе к Вологодчине, мы узнали случайно, пока искали, что в тех краях есть интересного.
И обнаружили, что в 60 километрах от Бежецка, по дороге на Устюжну и Весьегонск, немного не доезжая до Красного Холма (райцентра), в селе Слобода, стоит огромный и некогда богатый монастырь.
Основан он был, по свидетельству летописей, старцем Антонием, иеромонахом из Белозерского края. Антоний поселился во владении боярина А.В.Нелединского, поставил себе келью и часовню. В 1481г. на пожертвования Угличского князя Андрея Большого (брата Ивана III) на месте деревянной церкви начали строить новый колоссальный каменный Никольский собор. Судя по его архитектуре, строили его московские мастера-итальянцы, приехавшие на работу в Москву, и, возможно, по просьбе князя Андрея присланные на некоторое время сюда.
Три его стены, покрытые каким-то чудом сохранившимися фресками, стоят в монастыре и сейчас. Когда подходишь, они словно разворачиваются перед тобой…
…и открывают то, что до сих пор хранят на себе, несмотря на дожди и снега…
…и на разрушение стен…
Напротив того места, где когда-то был алтарь собора, сейчас стоит новый крест…
Соседняя церковь разрушена намного основательнее и, похоже, отчасти разобрана местными слобожанами на кирпичи.
Владения у монастыря были огромными, это была одна из богатейших обителей своего времени. В Смутное время монастырь был разорен, но после заново отстроился: в конце XVII века были возведены Братские корпуса, надвратная Вознесенская церковь, ограда с башнями, — тут уже постарались бояре Нелединские-Мелецкие.
В советское время монастырь разорили окончательно, разрушили алтарную часть и верх собора. Боюсь, сейчас о восстановлении уникального памятника не может быть и речи… На монастырской территории гуляют куры и козы, а одна местная бабушка встречает всех туристов и рассказывает тем, кто не в курсе, что это не просто руины, а бывший монастырь.
Бабушка говорила с чудным вологодским «оканьем»… а в процессе разговора выяснилось, что она только-только вышла на пенсию… а я сначала подумала, ей лет 70, не меньше… Крестьянский труд никого не молодит… Сфотографировать ее я постеснялась, честно говоря.
В братских корпусах до недавнего времени жили люди. Сейчас не живут…
Над заброшенным монастырем — тишина, иногда помыкивает одинокая корова, пасущаяся где-то за руинами.
Вот где уединение для монахов, желающих отойти от мира, а не в усиженной туристами Лавре…
Но почему-то пока даже этот крест поставлен усилиями не монахов, а местного батюшки, бьющегося над ремонтом приходской церкви в Слободе. Восстановить монастырь ему, разумеется, не по силам.
Вспомнился к последнему фото отрывок из стихотворения, не помню, откуда:
Словно сам Господь развел руками,
Говоря — а что я мог поделать?..
Проезд: от Твери на Бежецк, из Бежецка — 60 км, чуть не доезжая до п. Красный Холм.