По Ивановской области разбросаны в большом количестве по области усадьбы промышленников, купцов и дворян.
Надо сказать, богато жили ивановские купцы и дворяне! Строились с претензией, выбирая виды поживописнее, в основном на берегах рек. Стили для своих усадеб выбирали самые разные, но все по моде, и с размерами не стеснялись.
Первая усадьба, которую мы посетили, была трехэтажной и страшно заброшенной. Найти ее помогли местные жительницы с замечательным окающим говором и не менее замечательным знанием местности.
Это усадьба И.И.Воронцова в деревне Батыево. Выглядит так, как будто по ней и правда прошел если не Мамай, то Батый… От огорчения мы ее толком даже не отсняли.
В поиске остальных усадеб тоже не обошлось без местных жителей. Так, некогда прелестное имение «Нескучное» под Старой Вичугой, купленное фарикантами Разореновыми у Бакуниных, мы бы без объяснений пожилой тетеньки вообще бы не нашли… Но она была третьей, кого мы спросили — остальные ничего сказать не смогли.
По неподтвержденным данным, архитектор усадьбы — П.П.Малиновский. А терраса у особняка была сделана из новомодного тогда бетона — чудо-новинки. Я так понимаю, от террасы остались руины…
У этих ворот нам встретилась женщина, которая рассказала, что она проработала в этом здании, когда это был профилакторий, 20 лет. А теперь все брошено. Она с надеждой спросила нас — может мы, москвичи, найдем усадьбе каких-нибудь хороших хозяев? Рады бы, да где их взять.
А рядом, в Старой Вичуге, есть усадьба Татищевых. Вот она в более-менее приличном состоянии — там расположено какое-то местное властное учреждение, даже Ильич в кустах притаился.
Есть еще невероятный памятник в Вичуге (раньше называвшейся Новой Вичугой) — церковь Воскресения, огромная, начала ХХ века. Ее выстроил местный фабрикант И.Кокорев в память о своей младшей дочери Лидии, трагически погибшей — на девочке загорелось платье, когда она поправляла лампадку вечером, а от порыва ветра огонь попал на одежду. Никакие врачи ничем помочь не смогли…
В годовщину ее смерти в 1908 году был заложен храм по проекту московского архитектора И.Кузнецова.
Размер храма впечатляет — домики рядом кажутся каким-то низкорослым кустарником…
Очень непросто было разыскать усадьбу, которая имеет вид не просто на какую-то местную речушку, а на саму Волгу. Это усадьба-дача Н.П.Рузского близ Заволжска. Тут помог интернет, взятый в дорогу в двух вариантах. Нашли и описание проезда, и саму усадьбу. Она была обнесена страховидным забором, но заперт он не был, и мы, немного поколебавшись, зашли на территорию. И не зря. Из-за забора такое не увидишь…
Усадьбу долгое время занимал туберкулезный санаторий. Интерьеры богатого дома были после революции, конечно же, растащены, часть все же спаслась в Кинешемском музее. Картинная галерея Кинешмы, кстати, тоже выросла из коллекции картин Рузского… В благодарность усадьбу превратили в руины с трубой.
Вроде бы недавно приняли проект реставрации усадьбы, что-то там планируют сделать. Хорошо бы. Судя по забору, хозяева все же появились.
А напротив, на другом берегу Волги, стоит еще одна дача — вилла Севрюгова. Ее фотографий по причине сумерек, в которых мы туда добрались,у меня нет, завалялась только одна, плохонькая, уж извините… Поищите в интернете фотографии — не пожалеете! Я туда еще хочу, по светлому времени… Тогда расскажу о ней отдельно — она того заслуживает!
Единственная усадьба в хорошем состоянии, которую мы в тот день увидели, была музеем Островского в Щелыково. Там, кроме музея, есть детский пансионат, все ухоженное, красивое. Глушь, конечно, неимоверная, и когда бы мы еще туда добрались. Но добрались — и не пожалели.
Вообще, конечно, виды печальные, как часто бывает в нашей глубинке.
И лейтмотивом звучит в словах местных жителей — хозяина бы этим усадьбам, хозяина…
Печально… Все усадьбы знакомы с давних лет, а их состояние не улучшается…
Если бы только не улучшалось, а ведь ухудшается.