Поселок Красный Смоленской области, в прошлом — город, славный тем, что как раз близ него на реке Лосвинке практически полностью была разбита и рассеяна немалая часть бежавшей армии Наполеона.Здесь же 2 августа при русском отступлении в течение суток отбивалась дивизия Неверовского, задержавшая Наполеона и в очередной раз давшая своим отступить…
Город Красен известен издревле. Первое упоминание о нем относится аж к 1165 году в Ипатьевской летописи. Как и полагается всем приграничным городам, Красный переходил из рук в руки вплоть до XVII века, пока наконец прочно не закрепился за Россией.
От такой жизни и разорений город запустел и был преобразован в дворцовое село Красное… Селом он пробыл около ста лет, пока Екатерина не назвала его снова городом. Уездным. Этот статус у него отобрали после революции — переименовали в поселок.
Этот-то поселок и был крайним крупным населенным пунктом на нашем пути по Старой Смоленской дороге от Смоленска к границе.
Когда мы подъезжали к Красному, то на дороге увидели высокую памятную часовню — близнеца тех, что стоят в Смоленске и на Бородинском поле…
Мы были сильно удивлены — ведь все такие часовни-памятники, построенные по проекту архитектора Антонио Адамини, были снесены в советское время, уцелел лишь один, смоленский монумент.
Надпись на часовне развеяла сомнения.
Теперь здесь целый мемориальный комплекс в духе нового времени — с пушками, цепями, и с весьма частой сейчас памятной аллеей из тоненьких березок. Береза быстро растет — лет через 20 будет аллея большая и красивая.
Чуть в стороне, под деревьями, скромно стоит еще один памятник — уже другой войне, — впрочем, это нередко для всех городов и поселков на Старой Смоленской дороге. Правда, обычно соотношение по монументальности и масштабности — в пользу Великой Отечественной.
Поселок-райцентр Красный, невзирая на прокатившиеся через него войны, хоть кое-что сохранил от прежнего уездного города. Правда, крайне немного.
В центре села — городской парк с большим мемориалом обеим войнам. В центре — высокий обелиск — памятник Уланскому полку, установленный в 1912 году к 100-летию войны. Кстати, первоначально ожидалось, что Наполеон пойдет не по этой дороге, а через Рудню. Но он пошел здесь. Этой же дорогой и возвращался. Каково было его возвращение — всем известно.
Памятник уланам, побитый пулями, окружен памятниками другой войны. В братской могиле, расположенной в парке, лежат солдаты, погибшие при защите и освобождении Красного. Сколько имен выбито на гранитных плитах — и не сосчитать. Мирных жителей за время войны и оккупации погибло от рук карателей и прочих фашистов более 4000…
Чуть в стороне от центра, на бывшей окраине города Красного, находится кладбище со Спасской церковью — единственной толком уцелевшей здесь.
Мы нашли ее потому, что где-то рядом с ней значился еще один памятник войне 1812 года — тоже защитникам и освободителям Красного, и тоже на братской могиле. Найти его оказалось мудрено: мы прошли насквозь все кладбище и у местных жителей выяснили, что шли совсем не в ту сторону. Пошли в ту сторону и вышли к высокому каменному кресту…
Вокруг — тишина, даже машин почти нет. Яблони рядом ломятся от яблок… Место упокоения, одним словом.
Красный застроен простыми частными деревянными и каменными домами, но все же кое-что архитектурно интересное и красивое мы нашли, когда возвращались от каменного креста. Большой красивый особняк, судя по всему, в советское время служил школой, да и сейчас остался ее частью, несмотря на построенное рядом новое здание.
Думаю, именно в этом здании, а не в новом, брежневских времен, учились эти люди, о которых повествуют таблички на новой школе:
Так как Герой Советского Союза Анатолий Малихов был танкистом, мы резонно предположили, что именно его бюст поставлен у школы.
Напоследок, перед отъездом из Красного, — еще пара старинных зданий, оставшихся от уездного города. В нынешнее время — ДК и аптека.
О границе с Беларусью и о нулевой версте я уже писала в рассказе о Старой Смоленской дороге, не буду повторяться. А об остальных достопримечательностях этой удивительной дороги еще немало рассказов.