Глобус России – энциклопедия путешественника

Даровое. Достоевщина

«ДВЕ СТОЛИЦЫ» (РОУД-МУВИ #9 ИНГУШЕТИЯ)
Тюмень матёрая (Эпизод #10 Тюмень)

У меня особая слабость к литературным музеям-усадьбам. Я там интерьеры не особо люблю и вполне обхожусь без них, а вот домики-речки-поля-леса – это мое. Это все как-то более натурально, чем воссозданные интерьеры, можно себе вообразить что-нибудь и даже пробурчать под нос, например, про смуглого отрока и аллеи )
Сравнительно недавно я узнала об усадьбе родителей Достоевского в Подмосковье. До этого я думала, что существует только музей-квартира в Питере и дом в Старой Руссе.
Но вот какие-то энтузиасты несколько лет назад раскопали существование на самом краю Московской области, в Зарайском районе, давно забытое имение, принадлежавшее родителям Достоевского. Имение было скромное, при коммунистах заброшенное. Достоевского советская власть не слишком жаловала, хоть и не запрещала, но, видимо, “Бесов” простить ему не могла. В итоге от всей усадьбы уцелел один флигель, больше похожий на простую избу, и, собственно, природа.

Флигель этот был построен после пожара, уничтожившего всю деревню и барскую усадьбу. Первое время семья Достоевских жила здесь в “мазанке” – небольшом тесном домике, от которого осталось пустое место с холмиком (на первом фото кусты с краю как раз на месте этой мазанки). Позже отстроили этот флигель на фундаменте XVIII века.

Достоевский писал о Даровом как о месте, где прошли его счастливейшие годы: “Это маленькое и незамечательное место оставило во мне самое глубокое и сильное впечатление на всю потом жизнь, и где всё полно для меня самыми дорогими воспоминаниями”.

В отличие от Захарова – усадьбы бабушки Пушкина, – где Пушкину-дитяти был поставлен памятник именно в таком вот детском виде (даже в двух, одному и с бабушкой), – тут Достоевский был поставлен в 1993 году в виде немолодом, сгорбленном и усталом. Видимо, намекали на его последний приезд сюда.

К тому же никто толком не знает, как выглядел Федор Михайлович в детстве.

На схеме, установленной у памятника, обозначены какие-то курганы. Что за курганы, точно неизвестно, но младший брат Достоевского о них упоминает: “Около … нашего домика… были расположены два кургана или две небольшие насыпи, на которых росло по четыре столетних липы, так что курганы эти, защищённые каждый четырьмя вековыми липами, были лучше всяких беседок и служили нам во всё лето столовыми, где мы постоянно обедали и пили утренний и вечерний чай”.

Липа – дерево не слишком долговечное. Но эти липы все же пытались лечить дендрологи. Не знаю, успешно или нет, потому что одну из лип в 2008 году сожгли. Кто – неизвестно. Но от нее остался вот такой огромный пустой ствол.

Вторая еще держится на одной коре.

Мы были в усадьбе, когда музей был закрыт (с нашей везучестью это нормально). Но зато погуляли по совершенно безлюдной усадебной территории, посмотрели на леса и полянки на месте сада, аллей и парка…

Вот и все. Такая тихая и мирная достоевщина есть в Подмосковье. Ее, наверное, Федору Михайловичу действительно сильно не хватало всю жизнь.

Exit mobile version