Название города Тутаева звучит так по-старинному патриархально (Одоев, Порхов… и Тутаев тоже), что если не знать предыстории, никогда не догадаешься, что Илья Тутаев — это красноармеец, погибший в 1918 году в Ярославле при подавлении белогвардейского восстания (раньше писали — мятежа), в честь него-то и переименовали древний Романов-Борисоглебск с его неблагонадежным названием. Надо думать, не один красноармеец тогда погиб, но выбрали для нового имени здешнего жителя, несмотря на то, что его отец просил такой чести его семье не оказывать – мол, неудобно.
У города две стороны, соединенные не мостами и даже не одним мостом, а паромом и множеством частных лодочек-перевозчиков. Паром с машинами ходит раз в час туда и обратно, а лодочки мотаются без всякого расписания.
До сих пор толком неясно, какая же сторона древнее — Романовская (левая) или Борисоглебская (правая)… По одним сведениям, в 1238 году здесь на правом берегу обосновались люди, скрывшиеся от монголо-татарского нашествия в глухих непроходимых лесах. А примерно в 1280 году угличский князь Роман Владимирович то ли здесь, то ли на другой стороне поставил город. Наиболее точные сведения есть в летописях, но уже под 1345 годом — тогда князь Роман Васильевич, сын ярославского князя Василия, поставил на левом берегу «Романов-городок во имя свое». Борисоглебская слобода на другом берегу упоминается уже лишь под XV веком.
Но от всего этого времени в городе остались лишь валы Романова городища, да берега Волги, которые, может быть, и помнят все, но молчат.
В первый приезд сюда мы ехали из Рыбинска в Ростов Великий через Тутаев (ну, вот такой получился сложный маршрут). Давно хотели посмотреть на этот город, и не зря.
Начали с Борисоглебской стороны — там нас ждал огромный Воскресенский собор с его уникальными росписями — в первую очередь, конечно, внутренними, но уже и снаружи видно, что там есть на что посмотреть. Сам собор — почти 50 метров высотой, площадью 35х30 метров… Это просто цифры, а вот вблизи очень впечатляет.
Вход в храм тоже впечатляет.
Нас встретил настоятель храма (он же — Романово-Борисоглебский благочинный), которого мы заранее попросили разрешить поснимать в храме, и он разрешил, и даже выделил нам служительницу, которой предстояло нас везде водить и обо всем рассказывать. Взамен я обещала статью о соборе, но по не зависящим от меня обстоятельствам, увы, не вышло. Так что отчасти исправляю это — здесь.
Сначала должен был пройти крестный ход с уникальной иконой Николая Чудотворца, которая сама по себе не могла не привлечь внимание…
Погода, как нарочно, испортилась, да еще кругом тусовался целый автобус школьников, позировавших «на фоне» в самых разнообразных позах. К счастью, автобус скоро увезли. Крестный ход начался, обошел вокруг церковной ограды и закончился очень быстро. Николая Чудотворца внесли в храм и укрепили на месте. На стене храма он тоже смотрится внушительно, но только на руках у людей видно, какой он на самом деле…
В самом Воскресенском соборе чувствуешь себя совершенно растерявшейся — не знаешь, куда сначала идти, на что смотреть, хочется увидеть все и сразу, и все время кажется, что что-то главное впереди. Наверняка, я думаю, если туда приехать снова, все будет опять как в первый раз.
И огромный золоченый иконостас…
И ангелы с круглыми рипидами в руках…
И росписи, которым нет числа и на которые можно любоваться не отрываясь — до того они живые, яркие, динамичные — что сонм святых, что прославленная «Вавилонская башня», что невероятные грешники в аду.
Еще две иконы есть в соборе, мимо которых пройти просто нереально.
Это — да-да, тот самый! — Спас Оплечный трех метров в высоту и бесподобное деревянное распятие XVII века.
Спас был, судя по всему, потолочной иконой более древнего храма. Считается, что автор ее — преподобный Дионисий Глушицкий, всю жизнь проведший в вологодской глухомани, в пустыни. Согласна с теми, кто пишет — будь икона с дробным сюжетом, ее размеры бы так не впечатляли. Под иконой, установленной в соборе, есть проем. Считается, что если в него пролезть, загадав желание, оно сбудется. Я не пробовала.
Распятие со Страстями Христовыми произвело на меня очень сильное впечатление. Черный крест с черной фигурой Христа почему-то четко проассоциировался с той сценой из «Андрея Рублева», где, помните, распятие на снегу?
А часы над одной из икон неустанно напоминали нам о времени и о том, что впереди еще длинный день…
На Борисоглебской стороне есть еще интересные музеи. О них – отдельный рассказ.
Проезд: от Москвы по Ярославскому шоссе до съезда на Курбу и Великое. От шоссе — налево, в сторону Курбы, далее прямо по дороге до Тутаева. Попадете как раз на Борисоглебскую сторону.