Музей-усадьба Берново — место хорошо известное, хотя добраться до него не так-то просто: либо с экскурсией «по пушкинским местам», либо на машине, либо, конечно, дождавшись нечастого автобуса, который ходит между Старицей и Торжком.
Въехав в довольно большое село Берново, мы увидели указатель, утверждавший, что если свернуть влево, то через 300 метров мы увидим усадьбу. Дороги, правда, не было — и, оставив машину у почты (судя по старым фото, почте этой уже лет сто), по тропинке мимо интенсивно ведущихся работ по благоустройству дорожек парка, мы пошли к усадьбе. Метров 300 там и было. Это уже потом, вернувшись, мы поняли, что если проехать 300 метров прямо, то будет поворот к парковке у самой усадьбы. Но, честно говоря, о прогулке не пожалели — иначе могли бы пропустить много интересного…
Но обо всем по порядку.
Усадьба Вульфов — большущий, просторный дом, сохранивший от своих хозяев немного — до 1971 года там была сельская школа, — но сейчас приведенный в порядок и смотрящийся просто чудесно. Лучший вид открывается на парковый фасад — открытый, освещенный солнцем. Вокруг фасада с тачками и прочим инструментом ходили рабочие — там на момент нашего приезда вовсю шло благоустройство. С рабочими гуляла гигантская откормленная овчарища, которая на нас не обратила никакого внимания…
На усадьбу должны указывать стрелки, но тогда они означали только одно — идите куда хотите, все равно придете куда надо. Наверное, сейчас уже и надписи появились.
На табличке, естественно, указано, чем знаменита усадьба.
Вход в музей не с паркового фасада, а, как положено, с парадного.
Нижние комнаты — не парадные, жилые. Умные люди обустраивали дом — ну зачем, спрашивается, в спальню тащиться наверх, если внизу полно места… Впрочем, Пушкину как раз комнату отводили наверху, с балконом и видом на сад. Но наверху как раз были парадные и гостевые комнаты и залы — с высоченными потолками, лепниной и большими окнами.
В музее умудрились собрать немало вещей и из Берново, и из окрестных, разрушенных усадеб. Получилась, конечно, не реконструкция быта усадьбы в полном смысле слова — скорее выставка всякой интересной мебели XIX века. Это тоже неплохо — ну вот хотя бы такое «солнечное» бюро из карельской березы:
Или вот эта кушетка-рекамье:
Нашелся даже «столбик с куклою чугунной» — малюсенькая статуэтка:
Не обошлось и без неизменного и неизбежного крестьянского уголка. Почему-то мне кажется, что в этой парадной комнате во втором этаже крестьяне не жили… Но какой же музей без выставки лаптей и прялок. И какой-нибудь статуэтки в народном духе.
Ну и, разумеется, во всех залах царит Пушкин. Собственно, и вход в музей начался с огромной головы Пушкина за гардеробной решеткой.
Он явно замещал тут гардеробщицу, которую выселили с рабочего места на время, пока Пушкину подготовят достойный постамент у музея.
В залах нам встретились еще три Пушкина разного возраста. Один — работы Витали (думаю, копия), в обнаженно-античном духе и подозрительно лишенный шевелюры.
На бюсте сбоку прикреплена загадочная надпись — видимо, привет от дарителей:
Задумчивый Пушкин сидит в соседнем зале, смотрит вдаль:
А напротив него — Пушкин в юности. Мне кажется, что это этюд к незабвенному памятнику в Захарово.
Больше всего мне понравился рисунок Пушкина, изображающий как-то не очень добро Прасковью Александровну Осипову-Вульф. Что она такого сделала, за что он ее так — не знаю ))
Выйдя из усадьбы, предварительно отоварившись разнообразной литературой (очень приличной, кстати), мы пошли к пруду. Пруд очень мелкий, а вокруг растут старые-престарые липы. Спилить их нельзя, запрещено, поэтому предохраняют их от падения на головы туристов самым простым способом:
Вокруг пруда летают здоровенные комары-людоеды, слегка отравляя удовольствие от прогулки, однако не сильно. И побродить по ухоженному, как при Вульфах, парку — занятие приятное. Кстати, парк действительно воссоздали по планам и раскопкам — даже следы прежних дорожек археологам удалось отрыть.
Уходить, честно говоря, не хотелось, несмотря ни на каких комаров. А вот приехать еще раз — очень даже хочется. Тем более, что горку «Парнас» мы не нашли — точнее, нашли только в книжке об усадьбе, а до того о ней и не знали…
«Погуляйте, ну просто погуляйте по тем дорожкам, где ходил Пушкин!» — убеждала нас сотрудница музея, полная доброжелательная тетенька. Мы не отказывались, и не только потому, что «здесь ходил Пушкин». Здесь еще много кто ходил. Просто здесь и самим ходить приятно. Тихо так, спокойно. Хорошая такая тверская глушь, романтичная, зовущая к себе.
И церковь там над рекой красивая — смесь барокко с неоготикой.
Проезд: от Москвы любым путем до Старицы (через Ржев или Волоколамск-Лотошино), далее из Старицы по Р88 по указателю на музей Пушкина в Берново (указатели стоят и в самой Старице, и далее по дороге). Либо от Москвы до Торжка, из Торжка выехать на Старицу. Музей легко найти по указателю на дороге. Можно пройти через парк, можно свернуть через 300м после указателя и подъехать почти к самому усадебному дому.