Посреди огромного Бородинского поля издалека виден величественный комплекс Спасо-Бородинского монастыря, основанного как памятник героям Отечественной войны 1812 года и ставшего памятником вечной и верной супружеской любви.
Этот монастырь был основан Маргаритой Михайловной Тучковой (урожденной Нарышкиной) на месте гибели ее мужа, генерала Тучкова IV. Место было найдено не сразу − тело генерала так и не было обнаружено, и только в 1817 году сражавшийся рядом с ним генерал П.П.Коновницын написал Маргарите Михайловне о том, где последний раз видели ее мужа − на средней Багратионовой флеши. Вдова испросила высочайшего разрешения на сооружение поминальной часовни на этом месте, и получила его вместе с 10 тысячами рублей от государя на строительство.
В 1818 году началось возведение храма-усыпальницы Тучкова. Она была спроектирована в форме античного мавзолея и украшена лепкой и картинами на военную тему. В 1820 году ее освятил архиепископ Московский Августин (Виноградский). Над правым клиросом Маргарита Тучкова собственноручно установила полковую икону Спаса Нерукотворного Образа, впоследствии прослывшую чудотворной. Для себя вдова устроила напротив мавзолея небольшой домик-сторожку из красной сосны, где она останавливалась вместе с малолетним сыном Николенькой. Сейчас это,пожалуй, самое маленькое здание в монастыре — серенький деревянный домик прямо напротив мавзолея Тучкова.
Сыну Маргарита Тучкова посвящала все свое время и внимание и воспитывала его в тульском имении, удалившись от светской жизни. Но возлагаемым на сына надеждам не суждено было сбыться − в возрасте пятнадцати лет мальчик скончался на руках у матери. Похоронив сына в склепе под Спасской часовней-усыпальницей, Маргарита Михайловна окончательно переселяется в свою«сторожку» на Бородинском поле…
Сюда к ней — «Бородинской отшельнице» — начинают мало-помалу стекаться вдовы и одинокие девицы. К 1833 году на поле Бородина образуется община, которая сначала получает статус Спасо-Бородинского Богоугодного Общежития, а в1838 году − Спасо-Бородинского второклассного женского монастыря. Обитель была обнесена кирпичной оградой, выстроили жилые и хозяйственные корпуса.
Маргарита Тучкова постриглась в монахини под именем Мелании, а позднее стала настоятельницей, уже под именем игуменьи Марии… Умерла игуменья Мария в 1852 году и была погребена в мавзолее Тучкова, рядом с сыном. По настоянию митрополита Филарета, ее«сторожка» сохранялась как музей.
Главная доминанта монастыря, да и вообще этой части Бородинского поля, — гигантский Владимирский собор. Он начал строиться еще при Марии. При ней был создан проект и даже заложен фундамент. Но увидеть новый собор не на бумаге, а в камне она не успела…
Возведение храма было заказано московскому архитектору М.Д.Быковскому, уже имевшему за спиной множество известных и очень удачных работ. Имя для собора было выбрано не случайно − битва на Бородинском поле произошла в день празднования Владимирской иконы. Средства на постройку собора жертвовали офицеры и солдаты русской армии − участники Бородинской битвы и их потомки.
Составляя проект, Быковский заботился и о внешнем виде храма, и о его внутреннем убранстве, и не забывал о том, каков будет его вид в ландшафте. Его замысел полностью удался − со всех концов огромного и ровного Бородинского поля виден величественный, громадный объем собора, доминирующий над всеми окрестностями. Даже если идти к монастырю не по проезжей дороге, а просто через поле, сбиться с пути невозможно.
За основу проекта архитектор взял собор Святой Софии в Константинополе, построенный в VI веке при византийском императоре Юстиниане. Так же, как и Софийский, Владимирский собор сделан крестообразным в плане, строго симметричным, центрическим. К основному кубу объема с четырех сторон примыкают одинаковые полукруглые боковые пространства; в восточной полусфере устроен алтарь. С трех остальных сторон к полусферам пристроены легкие четырехугольные крыльца с арочными проемами.
Собор пятиглавый, и его пятиглавие − очень красивое и необычное. Архитектор поставил боковые главки по углам, далеко от центральной главы, на четырехугольные башенки с узкими высокими окнами. Они как бы уравновешивают центральный световой барабан, на который водружен вытянутый кверху купол, и от этого собор смотрится особенно гармонично.
Собор Владимирской Божией Матери был освящен в 1859г. Но на этом работа Быковского в монастыре не закончилась. Трапезная церковь Усекновения Главы Иоанна Предтечи, встроенная в ограду, была построена в 1874г. Это с виду небольшое изящное одноглавое здание с элементами неорусского стиля на самом деле очень просторно и велико: в нем располагалась не только трапезная, но и некоторые монастырские службы. Храм получил свое название опять же не случайно: в этот праздник со времен Екатерины II совершаются молебны в память воинов, погибших за Родину. Сейчас в трапезной церкви находится музей. Правда, давно ходят разговоры о его переселении в новое здание.
Занимаясь застройкой обители, Быковский постарался позаботиться о том, чтобы новые здания не заслонили мавзолей Тучкова и вообще не стояли слишком близко к центру, благодаря чему собор и вблизи выглядит даже еще грандиознее, чем он есть. Поэтому, войдя в Святые ворота монастыря, посетители − как паломники, так и простые туристы − чувствуют здесь тот же простор и величие, что и на всем Бородинском поле. Простор, над которым возвышается огромный чудный храм…
Я намеренно не стала выкладывать новые фото с куполами собора, покрытыми красной медью, уже чернеющей. Может быть, виновата моя привычка, но мне куда больше нравятся прежние зеленые купола, чем медные и тем более черные…
Проезд: от Москвы по Можайскому шоссе до Можайска, далее на Бородино, в с.Бородино свернуть к музею, проехать мимо, в с.Семеновском свернуть направо. Если проехать мимо монастыря и свернуть за него — там найдете большую парковку.