Калязин во льдах

Кириллов. Город в тени монастыря
Старая Ярославская дорога

Калязинская колокольня Никольского собора, вот уже много лет указывающая среди воды место, где когда-то находился центр старинного города, — величественный и красивый, но ужасно грустный символ города.
Грустный — потому, что, как известно, огромная часть старого Калязина в 1930-х годах ушла под воду. А колокольня осталась. История ее такова: он была построена позже, чем собор, в 1794-1800 годах. Строительством занимались крестьяне полковника Василия Федоровича Ушакова, владельца села Никитского, которые обязались выстроить колокольню «согласно плану и фасаду», а в случае неудачно выполненной работы за свой счет перестроить ее. Однако, видимо, построили добросовестно. Так добросовестно, что она устояла даже против воды. На ярусе звона было 11 колоколов, самый большой весил 501 пуд (более 8 тонн).

Когда город уже заливала вода будущего водохранилища, колокольню по какой-то непонятной причине взорвать не успели. Так и оставили, как ориентир, стоять посреди воды. В арку нижнего яруса можно было даже проплыть на лодке. Потом, чтобы она ненароком не рухнула на проходящие корабли, ее укрепили, подсыпали землей, и получился островок.


Колокольня сейчас еще и дает заработок некоторым местным жителям, обладателям лодок и лодочек, — они возят к островку с колокольней туристов. Думаю, что зиму они не очень любят. Зимой к ней можно пройти пешком. Что с удовольствием делают и туристы, и местные жители.

А вокруг, на белой-белой снежной поверхности, проложены дороги и дорожки самых причудливых форм.

Когда мы уже успели вволю нагуляться вокруг колокольни и насмотреться на нее в деталях и на все окрестности, к колокольне полным ходом подъехала кавалькада тех, кто, видимо, и оставляет на снегу все эти дуги и восьмерки.

От колокольни видна вдалеке гигантская антенна…

Тень колокольни накрывает реку чуть ли не до другого берега. Я не удержалась и снялась с ней вместе.

Отсюда мы шли к машине, оставленной на берегу, практически над старинной улицей, некогда ведшей к центральной площади города.

Самые богатые и роскошные особняки центра города, увы, мы уже никогда не увидим. Но и в более удаленной части улицы сохранились симпатичные домики.

Несмотря на мороз и короткий день, мы все же не отказали себе в удовольствии посетить и соседнюю Вознесенскую церковь на той же улице. Ее практически отреставрировали.

А рядом установили памятник Михаилу Скопину-Шуйскому. Эх, как знать, не погибни этот молодой и талантливый полководец так рано, может быть, и Калязин сейчас не был бы под водой… Но история сослагательного наклонения не терпит.

Покидая уходящую под лед улицу, всегда хочется оглянуться назад…

Проезд: от Москвы по Ярославскому шоссе до Сергиева Посада, в центре города – указатель на Калязин. Второй вариант – от Москвы по Дмитровскому шоссе до Дмитрова, далее уход на А108, оттуда поворот налево в Жестылево на Талдом. В Талдоме – направо на  Квашенки, в Квашенках – правый поворот на Спас-Угол (где еще есть музей Салтыкова-Щедрина), далее – до д. Нерль, в ней на Т-образном перекрестке налево – и до самого Калязина. Эта дорога спокойнее и живописнее. В самом Калязине дорога приводит прямо к колокольне, никуда не надо сворачивать.

Добавить комментарий Отменить ответ