Главное сюрреалистическое ощущение от этого села, затерянного в глуши Новгородской области, – надгробные камни с японскими иероглифами на них.
В этот медвежий угол занесло японских военнопленных времен войны 1904-1905 годов… Кстати, жили японцы довольно вольготно. Старший по званию, майор Того, даже выписал к себе свою жену.
Прожили они здесь не очень долго, но 19 человек умереть успели. Остальных возвратили в Японию. В 1908 году в село приехала японская делегация и забрала тела умерших. А камни с непонятными местным жителям надписями остались на память.
А уже в постсоветское время приезжала сюда еще одна японская делегация. Японцы собрали уцелевшие камни и соорудили мемориал под названием «За мир и дружбу между Россией и Японией».
Жили японские военнопленные в казармах. Но не в простых, а в аракчеевских – в главной исторической достопримечательности села. В тех самых, где когда-то должны были жить крестьяне, переведенные в военные поселения, – печально известный неудавшийся опыт, прославивший своего вдохновителя надолго. Аракчеевские казармы эти были спроектированы архитектором Стасовым. Принадлежали к зданиям штабного комплекса карабинерного полка, пятого округа военных поселений в Новгородской губернии. Комплекс сохранившийся и огромный — с манежем, с массой зданий…
Вплоть до 2009 года часть зданий занимала какая-то воинская часть, от которой сохранилась грозная надпись «Не входить, ведется видеонаблюдение». Место смотрится достаточно глухим, и лезть внутрь лучше в большой компании.
Дорога там… военная, да…
Сохранились воспоминания поэта Бенедикта Лившица о службе в дисциплинарном батальоне, который разместился в Медведе с 1907 года: «Медведь же в беспримесном виде воплощал идею аракчеевской казармы: в нём больше, чем во всех остальных новгородских поселениях, обнажался смысл николаевской эпохи. У этих прямолинейных, цвета несвежей говядины, зданий, уже на небольшом удалении казавшихся железнодорожными пакгаузами, было своё, несоизмеримое с нашим существованием, бытие. Они не ограничивались ролью безмолвных свидетелей прошлого: они вмешивались в нашу жизнь, магически воздействуя на всех, кто входил с ними в соприкосновение, они подминали под себя и видоизменяли сознание своих обитателей. Подобно тому как летом нагревшиеся за день стены отдают после захода солнца вобранное ими тепло, эти стены ещё в начале XX века отдавали скопившуюся в них десятилетиями бесчеловечную жестокость».
Видимо, еще за сто лет, пережив две войны, эти казармы растеряли скопившуюся жестокость. А может быть, мы слишком мало времени провели около их стен.
Кроме самих казарм, там была целая инфраструктура. В том числе пожарная часть, совмещенная почему-то с гауптвахтой. Сейчас каланча пожарной части переделана в водонапорную башню.
Пожарная часть в селе все же есть. Она делит одно здание с медведским народным театром. Но каланчи у нее нет.
Зато есть стена, украшенная вмонтированными в нее камнями – характерная архитектура Прибалтики.
Две эти организации делят здание с котельной №20. Где остальные 19 — неизвестно. Возможно, в других селах района.
А рядом с пожарной частью — театром есть часовня со стенами, декорированными природным камнем.
Часовня, по-видимому, относилась к взорванной после войны Троицкой церкви, от которой осталась одна колокольня.
Церковь есть напротив, через дорогу. Но не православная традиционная, а баптистская.
Православная тоже есть – в переделанной под храм простой избе, в честь Николая Чудотворца.
Напротив деревянной баптистской церкви стоит самый богатый особняк Медведя — дом купца Гаврилова, который составил себе состояние на местном льне.
Улица, на которой стоит особняк, раньше называлась Миллионной. А теперь это улица Павлина Виноградова, человека с непростой историей…
Рядом на доме есть еще одна табличка, более традиционная для этих мест.
Военный мемориал — тоже вполне традиционный. Но с вмонтированными в основной монумент более старыми плитами — видимо, сначала их ставили уцелевшие родственники, потом государство собрало все вместе.
Об истории села и о казармах можно расспросить в местном музее. Главное, чтобы он не оказался закрыт. А если все же он не будет работать, то можно просто погулять по селу – удаленному от туристических маршрутов, но с большой и непростой историей.
Проезд: от Великого Новгорода до Шимска, в Шимске на Т-образном перекрестке направо – и далее прямо до с.Медведь около 15 км.
До конца 2009 года была воинская часть войск связи БХВТ
Спасибо за информацию! А сейчас там что? Опасно залезать? Может, звери какие живут, или бомжи?
До недавнего времени там был организован забой свиней.
Сейчас прикрыли все. Зато “дом купца” восстанавливают для чего-то)
А что за “дом купца”? реально старинное здание, или опять стилизация для привлечения туристов?
Отдыхаем в этом селе каждый год. Здания действительно все старинные.