Немного не доезжая от Москвы до Твери по Ленинградке, на трассе можно увидеть скромный указатель «Городня». Село как село, название как название… Но в этом селе стоит одна из жемчужин тверской земли — необычайная по красоте древняя церковь Рождества Богородицы, построенная в XIV веке из белого камня.
Первый раз мы заехали туда просто посмотреть… И с тех пор, проезжая по Ленинградке, никогда не упускаем случая завернуть в Городню. А она нам за такую приверженность неизменно отвечает — красотой видов и чудной атмосферой места.
Миновав хитрый поворот и кочкастую дорогу, мы выбрались на улицу — едва ли не единственную в селе, зажатом между шоссе и Волгой. А между этой сельской улицей и Волгой, на почти что островке в окружении оборонительного рва и стоит та самая церковь Рождества Богородицы.
Со стороны улицы это просто очень красивая и стройная церковка, изящная и аккуратная, с шатровой колокольней и луковкой-главкой.
Но это с улицы.
А если подойти к ней и обойти — с любой стороны, но виднее с правой, — то понимаешь, что это не просто маленькая сельская церковь.
Ее сохранившийся подклет был сложен из белого камня в 14 веке в городе-крепости под названием Вертязин. Спуск в подклет сохранился. Основной объем — тоже белокаменный, сходный с Никольской церковью в Каменском, чуть «помоложе». Но удивительна глава церкви: на нижний барабан поставлен еще один, поменьше. Старая шлемовидная глава стояла ощутимо ниже…
Двери сохранились с прежних времен. Нет, не «белокаменных», конечно, но уж с XIX века точно.
Внутри церковь расписана сочными фресками. Только по книге, купленной там же, в церкви, можно было увидеть, что представляли из себя эти фрески еще совсем недавно, когда за них взялись реставраторы… А кажется, будто они никогда и не изменялись…
В церкви шла служба. Мы немного посмотрели на стены и вышли — внутри церковь совсем небольшая, и бродить, разглядывая стены и своды, во время службы было бы невежливо. Поэтому мы пошли вокруг.
К церкви ведет каменный мостик в стиле архитектора Львова. В свой первый приезд из-за весенней грязи мы его не засняли, но потом наверстали упущенное.
Церковь окружена сельским кладбищем со старинными надгробиями. А скромно, в углу погоста поставлен военный памятник.
Виды на Волгу в Городне сногсшибательны и великолепны. И летом, и осенью, и весной… Каждый раз, проезжая через Городню, мы не отказываем себе в удовольствии прогуляться вокруг — оно того стоит. Вот, например, такова Волга летом (кстати, здесь снимали часть фильма «Полный вперед» — на мой взгляд, по современным меркам неплохой фильм, и виды Волги и Тверцы его очень украшают).
Не нас одних в тот момент потянуло туда — какая-то явно приезжая компания тоже гуляла по узенькой дорожке между оградой и обрывом. Тетка, цепляясь за своего спутника, восклицала что-то о том, что она то ли здесь уже была, то ли не была.
А по Волге плыли льдины. Много льдин. Началась настоящая весна…
Двое детей выбрались из подъехавшей к церкви машины и куда-то побежали. Их отец закричал им вслед: «Вы куда?» Старший брат (лет семи) махнул рукой и ответил: «Как куда? На Волгу!»
Уезжая из Городни, мы нашли один из многочисленных путевых дворцов, поставленных на дороге из Петербурга в Москву.
Простой, без изысков — так, только переночевать царственным особам. Да, наверное, зайти в церковь Рождества Богородицы и, может быть, даже выйти на высокий берег Волги… Особенно в хорошую погоду.
Проезд: От Москвы по Ленинградскому шоссе до правого поворота в Городню. Церковь находится прямо посреди села.