Одна из древних – домонгольских – церквей Новгородчины — храм Николы на Липне, 1292 года постройки. До которой можно добраться только по воде или по льду. Потому что стоит эта церковь на отдаленном острове в устье реки Мсты, впадающей в озеро Ильмень.
Наняв в Новгороде на лодочной станции человека, назвавшегося Петровичем, мы на его небольшой моторке вышли в Волхов.
Мимо великолепного ансамбля Юрьевского монастыря…
Мимо величественной руины законсервированного после войны храма на Рюриковом городище…
Мимо заброшенных гигантских опор несостоявшегося моста несостоявшейся железной дороги…
Наконец мы вышли в Ильмень. Тут вода была совсем не такой спокойной, как в неспешном Волхове. Небольшая легкая моторка прыгала на разгулявшихся волнах, как на хороших кочках, и после поездки я, торчавшая всю дорогу из люка на носу лодки, была вся в синяках. Но жалеть о поездке не пришлось ни в коем случае — наоборот, от бешеной скорости и летящего в лицо влажного ветра хотелось подвывать от восторга (что я, признаюсь, и делала, благо за шумом мотора ничего не было слышно).
На Ильмене я не фотографировала. Точнее, попыталась один раз, получила при прыжке на очередной волне тяжелым фотоаппаратом по носу и успокоилась. Зато когда мы вошли на тихую воду Гнилки, и впереди показался Никола, я упущенное наверстала.
Вот и причал…
Церковь Николы на Липне, в устье реки Мсты, — это все, что осталось от древнего Липенского монастыря. Она была заложена при новгородском архиепископе Клименте, по его заказу, и строилась по новой для того времени технике — не из плинфы с камнем, а из волховской плиты на растворе извести с песком. Как видите — техника себя оправдала.
Исследований об этой церкви можно найти множество — это один из самых изученных новгородских памятников, даром что до нее добраться так непросто.
Монастырь просуществовал здесь с 1110-х годов и аж до середины XVIII века. После он был упразднен, постройки постепенно разобрали, и осталась одна Никольская церковь, заброшенная, пришедшая в запустение. Удивительно, что до самой войны в ней сохранялись росписи — ровесники церкви… Под поздней масляной записью, конечно.
Увы — сейчас древних фресок нет. Во время войны со стороны Юрьева монастыря, занятого фашистами, по церкви била артиллерийская батарея. Никольская церковь лишилась купола и кровли, устояли только на диво крепко сделанные стены. После войны храм восстановили.
Сейчас он не такой заброшенный, как прежде. При храме живет семья сторожа. Живут практически в старинных условиях — никакого вам электричества, водопровода и т.п. В Новгород ездят на моторке. Собака у них, говорят, злая, но ее привязывают.
Возвращались мы с некоторым сожалением — наверное, здорово было бы пожить там, на острове, немного… Дорога обратно уже показалась совсем не страшной, хотя волны были такими же, и кажется, мы даже пару раз рисковали перевернуться. Но вот впереди показался великолепный новгородский Детинец, напоминая о том, что нам есть еще на что посмотреть и в самом городе.
Хозяин лодки с сомнением спросил — неужели поездка и вправду так понравилась. Но, видимо, поверил, что правда.
Великий Новгород, увиденный с воды, как-то особенно соответствует своему старинному прозванию — «Господин Великий Новгород». Действительно, господин. Действительно — Великий… И совершенно неисчерпаемый. Как сам город, так и его окрестности.
Как добраться: в Новгороде нужно доехать или дойти до лодочной станции на Торговой стороне, она находится прямо за гостиницей “Россия”. Там частным порядком нанять лодку, местные владельцы вас за умеренную сумму довезут и все покажут. Другой вариант – можно попробовать найти организованную экскурсию на причале у Детинца – возят также частники, расписания нет.