Село Кушалино находится не так уж далеко от Твери, всего-то в 35 километрах в сторону Бежецка. А между тем про Кушалино, во-первых, мало кто вообще знает (даже, например, руководящие тверские товарищи), а во-вторых, еще меньше известно о том, что в селе стоит уникальный памятник — шатровая церковь в честь Смоленской Иконы Божьей Матери, XVI века, построенная «царем Всея Руси» Симеоном Бекбулатовичем, «замещавшим» Ивана Грозного на престоле в то время, как он переселился в Александровскую слободу.
Немного о самом селе…
Село Кушалино Рамешковского района Тверской области — довольно большое, на удивление не заброшенное, у многих домов по выходным там видны приличные машины, в том числе с московскими номерами…
В сквере (не особо ухоженном, но все же не заросшем бурьяном, и то спасибо) — обязательные Ильич и военный мемориал. Последний, кстати, судя по всему, довольно новый, даже, может быть, не советский.
Встречается даже такой креатив…
Словом, село в непогоду, конечно, может показаться унылым, но не вымершим и даже не безнадежным. А при солнечной погоде даже симпатичным. Тем печальнее судьба его храма…
Церковь Смоленской Иконы Божией Матери была построена в 1597 году (различные источники называют также 1592 и 1594 годы), когда бывший великий князь Тверской уже жил в своем селе в опале. Тогда-то он и выстроил красавицу-церковь, шатровую, похожую на те храмы-памятники, которые по всей России строил Иван Грозный.
О том, как Симеон Бекбулатович оказался в Кушалино и как решил построить храм, описано у Карамзина: «Борис Годунов начал опасаться Князя Тверского, Симеона Бек-Булатовича, как наивернейшего и усерднейшего почитателя царской священной фамилии. /…/ Поэтому-то Годунов, лишив Симеона удела города Твери, повелел его насильственно отвезти в село Кушалино, где тогда был монастырь Св. Архангела Михаила. Супруга Симеонова – Анастасия, дочь князя Ивана Федоровича Мстиславского, не могла перенести такового несчастья, добровольно удалилась в монастырь и в инокинях названа Александрою. Сам же царь Симеон Бек-Булатович, оставшись уединенно в селе Кушалине, прибегнул в горести душевной к небесной заступнице Пресвятой Богородице и в честь ея в селе Кушалине 1594 года построил каменную церковь, которая и доныне существует почти без всякого изменения».
Изменения произошли уже позднее, в XIX веке, когда к маленькому изящному храму, украшенному — не удивляйтесь! — в стиле Архангельского собора в Московском Кремле, пристроили огромную несоразмерную трапезную (а что делать, видимо, в большом селе просто стало не хватать места для молящихся) с колокольней.
Потом, загородив все возможные виды на храм, рядом выстроили большущую церковь Святого Духа.
В советское время храм, натурально, был закрыт, отдан под клуб. Кончилось это печально — пожар сильно повредил трапезную. Однако шатровую белокаменную часть не тронул… На соседнюю Духовскую церковь смотреть и вовсе страшно.
Сейчас жизнь как-то теплится именно в самой древней части храма. Правда, именно теплится, еле-еле. Мы попали туда во время Великого Поста, и храм был открыт. Там нет даже старосты, присматривает местная бабулька, которая отпирает храм, топит в нем печку, караулит… Священника тоже нет — на службы приезжает раз в две недели священник то ли из Вышнего Волочка, то ли еще откуда-то издалека. Чтобы хоть как-то прогревать храм, шатер попросту перекрыли «потолком», и получился крошечный объем, ни о каком пространстве, которое давал раньше шатер, речи нет.
Иконостас — самый простой, чуть ли не фанерный:
Потолки — сами видите, какой высоты:
Зато уцелели росписи, и в основном объеме, и в алтаре, где потолок остался высоким.
Старушка, присматривающая за храмом, обо всем происходящем рассказывала с каким-то евангельским смирением и почти безучастно. «Нет у нас настоятеля. А что ж — жилья-то ему тут не дают, кто же поедет. Приезжает иногда батюшка, а то и вовсе не приезжает, а так вот я караулю, печку топлю. Денег нет, конечно, никто не восстанавливает, а приход тут маленький. Был бы батюшка, может, взялся бы ремонировать, приход собрал, а так некому».
Это меня сильно удивило — прямо при церкви стоит кирпичный добротный дом, закрытый, явно бывший либо дом настоятеля, либо причта. Почему не отдать его священнику — не понимаю. Один наш знакомый поехал служить священником в дальний тверской поселок без всякого жилья, сами семьей наскребли на какую-то избушку. А тут целый дом, только подремонтировать…
Ясно было, что какое пожертвование ни оставь, этого хватит разве что на покупку новых свечек или дров. А как помочь капитально, так, чтобы не было этой бедности и одичания, этой безнадежности, этого «а что же делать…» — мы не знали. И сейчас я не знаю. Старушка сказала: «Молюсь вот, может, Бог поможет».
А мы, прилично замерзшие на холодной улице, отогревались у печки и думали — как же так получается, что и областной центр недалеко, и трасса большая мимо проходит, и жителей полное село — машины у каждого второго дома стоят, а уникальный памятник никому не нужен, стоит в глубине сквера и медленно погибает, как погиб когда-то построивший его Симеон Бекбулатович, упеченный-таки в ссылку на Соловки… А тут и ссылок никаких не надо, достаточно просто забыть еще один кусочек своей истории.
Проезд: от Москвы до Твери; далее через Тверь к выезду на Бежецк. От Твери по дороге на Бежецк около 35 км. На крестообразном перекрестке — указатель на Кушалино.
Предлагаю посмотреть видеофильм о восстановлении храмов в селе Кушалино. Осень-зима 2016 года.
https://youtu.be/GM1VskD5VtI
Спасибо! Интересный фильм! Вы сами снимали, или только ссылку даете?
Была там на Крещение в 2020 году, так же убого, трапезная страшная, портит всё, духовная церковь рушится, да лучше бы развалилась. Открыли бы красоту глазу-шатровую. Помоги им, Господи!