Праздник Крещения Господня – один из самых популярных и любимых в России. А храмов, посвященных Крещению, нет. И быть не может. Потому что на самом деле 19 января верующие празднуют Богоявление Господне – день, когда после Крещения Иисуса в Иордане произошло то самое чудо Богоявления – отверзлись небеса и раздался глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в котором Мое Благоволение» (Мф.3.7).
Храмов, посвященных Крещению, нет, а храмов и монастырей Богоявления в России немало, многие из них – древние и очень красивые.
Богоявленские монастыри старинных городов Золотого кольца.
1. Ростов Великий. Богоявленский Авраамиев монастырь.
Богоявленский Авраамиев монастырь – один из древнейших на территории современного Ростова Великого. Монастырь стоит на берегу озера Неро и очень живописно смотрится с воды. Он был основан в конце XI или начале XII века знаменитым святителем, Преподобным Авраамием Ростовским, поселившимся здесь, на берегу озера, рядом с языческим капищем, где стоял идол бога Велеса. По преданию, Авраамий, желавший сокрушить этого идола, после бывшего ему видения пошел в Царьград, но не успел отойти немного от Ростова, как у переправы через реку Ишню встретил Иоанна Богослова, который вручил ему чудесный посох. Этим посохом и был сокрушен идол, а на месте древнего языческого капища, где был разрушен Велес, Авраамий основал храм Богоявления.
До XVI века монастырь был деревянным. Только в 1553 году по личному повелению Ивана Грозного был возведен грандиозный многопридельный собор Богоявления Господня, чуть старше храма Василия Блаженного в Москве. Храм в Авраамиевом монастыре был поставлен также в память о взятии Казани. Такое внимание к ростовскому монастырю не случайно: монастырская летопись указывает, что, отправляясь в поход на Казань, царь взял с собой святыню − посох Иоанна Богослова, хранившийся вместе с мощами Авраамия.
Всего в храме три придела, они посвящены Авраамию Ростовскому, Иоанну Богослову и Иоанну Предтече (небесному покровителю Грозного). Особенно замечателен юго-восточный придел Авраамия Ростовского, увенчанный красивым шатром. В приделе были положены мощи святого Авраамия, с его архимандритской шапкой и крестом от чудесного жезла.
Вход в монастырь украшает грандиозная надвратная церковь-колокольня.
В советское время на монастырь обрушились гонения. Были изъяты ценности, часть келий заняли рабочие квартиры. В 1929 году были запрещены богослужения в храмах монастыря, а мощи Авраамия перенесли в музей. Многие монахи были арестованы, репрессированы. Богоявленский собор отдали под склад зерна, а в Введенском храме сначала расположился детский сад, потом санаторий, а после − и вовсе вытрезвитель. К 1990-м годам монастырские храмы и здания пришли в весьма тяжелое состояние. С 1994 года собор часть зданий были переданы подворью Патриарха Московского и Всея Руси. Однако и сейчас эти уникальные храмы нуждаются в реставрации.
2. Кострома. Богоявленско-Анастасиин монастырь.
Он стоит на месте трех древних обителей: мужского Богоявленского монастыря и двух женских − Крестовоздвиженского и Анастасиина. У всех трех монастырей – многовековая история.
Богоявленский мужской монастырь был основан в 1426 году учеником Сергия Радонежского, старцем Никитой Костромским, на реке Суде, невдалеке от костромского кремля. Он пользовался покровительством московских князей, и его первый каменный собор Богоявления был выстроен в 1559-1565 годах, довольно рано для провинциального монастыря. Несмотря на то, что сейчас собор с трех сторон закрыт позднейшими пристройками, видно, что он высок и очень красив. Его строили явно под влиянием московских соборов в Кремле.
Огромный красный собор, который пристроили к древнему зданию в 1864 году, превратив старый Богоявленский собор в алтарную часть, с трех сторон скрыл древние стены. В итоге постройка получилась в совершенно эклектичном духе − красный огромный собор со множеством резных деталей и большими куполами словно наполовину поглотил старый белокаменный храм.
Когда-то монастырь окружала высокая массивная ограда с башнями, возведенная в 1642-1648 годах, но она была разобрана почти полностью в XIX веке. От стены осталась только башня, переоборудованная в колокольню.
В 1609 году войска поляков после долгой осады взяли монастырь, сожгли его и разграбили. Тогда были безвозвратно утеряны документы, касающиеся истории обители, так что теперь мы можем с большим трудом судить о том, как складывалась его жизнь до XVII века. Зато хорошо известно, что в дни избрания на царский престол Михаила Романова под грамотой подписался и здешний игумен Арсений − таково было значение обители! С этого времени жертвователями монастыря стали члены царской семьи, и в короткий срок монастырь полностью обстроился каменными зданиями.
После советского времени, когда монастырь был закрыт и занят под жилье и учреждения, в наши дни он снова возродился и украшает собой центр Костромы.
3. Углич. Богоявленский монастырь.
В центре Углича хорошо видны отовсюду огромные голубые купола большого храма. Это − собор Богоявленского женского монастыря, некогда самого большого в Угличе. Его территория занимала почти целый квартал, выходящий на четыре городских улицы, в том числе на большую и оживленную Ростовскую.
Монастырь был основан во второй половине XIV века княгиней Евдокией, супругой Дмитрия Донского, в Угличском кремле. Здесь была насильно пострижена в монахини мать царевича Димитрия, Мария Федоровна Нагая, после гибели сына. Во время польского разорения обитель сгорела и была восстановлена в 1620-х годах. На свое нынешнее место на Ростовской улице Богоявленский монастырь был перенесен в 1664 году из-за того, что в кремле стало слишком тесно.
Первым каменным храмом монастыря стала Смоленская церковь (первоначально она была освящена как Богоявленская). Ее строительство началось в 1689 году, а закончилось в 1700-м.
Последний храм обители – большой Богоявленский собор по проекту знаменитого столичного архитектора К.А.Тона, автора проекта храма Христа Спасителя в Москве. С постройкой этого собора связана легенда. На том месте, где он стоит, прежде был фруктовый сад, принадлежавший семье Буториных. Однажды весной, во время пышного цветения яблонь, хозяйка сада Прасковья Буторина, выйдя на крыльцо своего дома, увидела, как в сад слетели три белых лебедя. Несколько лет подряд лебеди прилетали сюда. Когда землю продали монастырю, настоятельница, знавшая об этом странном событии, решила, что это знамение, и при строительстве нового собора его алтарная часть была расположена именно там, где садились на землю лебеди.
Собор Богоявления − огромный, самый большой в Угличе, обладает очень строгими и простыми очертаниями, но в то же время он грандиозен и величествен.
Как и другие монастыри, в советское время он был закрыт и разорен, здания отданы под жилье и учреждения, под городскую школу. В одном из зданий небольшую квартиру занимала семья Ольги Берггольц. Писательница оставила целую книжку воспоминаний об Угличе.
Сейчас монастырь снова действует, восстанавливается и обнесен новой кирпичной оградой.